|
|
Правила подбора шрифтов
На сегодня существует огромное количество самых различных шрифтов. У каждого отдельного шрифта есть своё название, причём многие из них существуют в различных вариантах основного вида и рисунка. Рисунок гарнитуры должен соответствовать раскрытию содержания надписи, и при этом шрифт должен привлечь внимание читателя и помочь ему сосредоточиться на чтении текста, выделить наиболее важные аргументы.
Использование шрифта в сочетании с иллюстрациямиЧтобы правильно подобрать шрифт для сочетания его с иллюстрациями, профессиональные дизайнеры советуют отвлечься на время от функциональности шрифта, не пытаться его «читать», а рассмотреть шрифт как картинку. Подобно тому, как изображение содержит свои характерные черты (например, толщина и жесткость кисти), буквы шрифта тоже можно рассматривать как подобный рисунок. Анализируйте отличительные черты стиля изображения и подбирайте шрифт похожего начертания. Если картинка состоит только из прямых горизонтальных или вертикальных линий, то и шрифт ей Вы подбираете такой же «прямолинейный». Например, шрифт Mashine. Если наоборот, рисунок весь живой, плавный и «рукописный», то и шрифт к нему Вы подбираете такой, который имитирует рукописный почерк. Например, такой как Betina. Каждая надпись, особенно в рекламной продукции, должна иметь свой художественный облик и, помимо смысловой нагрузки, нести в себе образность, способствующую эмоциональному зрительному восприятию. Существуют особенности корректного применения шрифта и более тонкие, относящиеся уже не к рекламной продукции, а к применению в больших массивах текста, а именно в книгах, журналах, газетах и т.п. Если речь идет о создании сайта или рекламного объявления, дизайнерам приходится учитывать еще и другие условия: и общую тему, и характер текста, и место, и причину публикации и т.д. и т.п. Среди всех требований к подбору шрифтов можно выделить самое главное правило – для больших текстов шрифт должен быть легко читаемым. Остальные правила можно свести к следующим основным:Общие правила подбора шрифтовРазмер шрифтаРазмер шрифта значительно влияет на удобочитаемость текста. Все рукописные шрифты (каллиграфические и свободные) лучше распечатывать в соответствии с размером букв, написанных от руки (14-18 пунктов). В мелких кеглях прочесть такой текст окажется непросто. Далеко не все шрифты, даже текстовые, терпят уменьшение до 6-7, тем паче меньших кеглей. Но если одни (Академическая, Бодони) протестуют категорически, то другие (Банниковская, ITC Гарамон) переносят относительно неплохо. В докладе британского типографа Марка Барретта на конференции ATypI в Хельсинки в сентябре 2005 г. приводятся следующие правила построения или подбора шрифта для использования в мелком кегле:
Цвет шрифтаЧем контрастнее цвет шрифта и фон, тем проще читать текст. Наиболее привычный для нас цвет шрифта - черный. При использовании темного шрифта фон обязательно должен быть светлым.Средства выделения шрифтовНе злоупотребляйте средствами выделения шрифтов (курсивом, полужирным шрифтом, подчеркиванием, цветом, применением эффекта тени). Ограничьтесь одним-двумя способами выделения шрифтов. Следите за тем, чтобы выделенными оказывались действительно значимые фрагменты текста.Прописные и строчные буквыНе злоупотребляйте прописными буквами. Текст, написанный прописными буквами, приходится читать по слогам.Выравнивание текстаНе забывайте о выравнивании. Приведите текст в порядок и проследите, чтобы слова не "прыгали" по странице без смысла: глаз должен свободно скользить по буквам, мозг не должен тратить чрезмерные усилия на чтение. Строки, выровненные по левому краю или по центру, читаются легче, чем выровненные по ширине. Выравнивание по правому краю допустимо только как специальный прием. Лучше не располагать строки вертикально. При горизонтальном расположении строк допустим небольшой (не более 20 градусов) наклон.Психология восприятия шрифта в текстахМногие психологи и графологи утверждают, что с помощью правильного подбора шрифтов, можно передать настроение, задать общий настрой при чтении текста. Если принять во внимание, что формы (геометрические) имеют определённое психологическое и эмоциональное воздействие на человека, то такое утверждение не лишено основания. Как известно, различные шрифты имеют разное написание, размер и кернинг. Соответственно слово, набранное одним шрифтом, будет существенно отличаться по ФОРМЕ от этого же слова, набранного другим шрифтом. Конечно, данная тема скорее относится к печатной рекламе, написанию слоганов, рекламных текстов. Но ведь шрифт используется и при написании логотипов. В конце концов, есть такой вид логотипов, как шрифтовые логотипы. Человеческий глаз воспринимает не отдельные буквы, а группы букв или слов. Это свойство глаза, охватывать группы букв, их форму, а также определённую длину строк является фактором, ускоряющим или замедляющим чтение. Поэтому, помимо рисунка шрифта не менее важно правильно выбрать его размер, расстояние между буквами, строчками, длину строк и расположение текста на странице или листе печатной продукции. По устоявшемуся мнению многих экспертов, строгие прямолинейные шрифты, обладающие «машинными», «техническими» качествами, привлекательнее для мужчин, а у женщин фаворитами являются более округлые и пышные шрифты с выраженными «хвостиками». Различные исследования показали, что шрифты с засечками читаются легче, так как засечки помогают взгляду передвигаться от буквы к букве, и буквы при этом не сливаются друг с другом. С другой стороны, что буквы без засечек легче читать в шрифтах очень большого или очень малого размера. Но установить единообразные правила очень сложно (а если точнее, практически невозможно), так как кроме начертания, огромное значение имеет кегль шрифта, длина строк, интерлиньяж, свободное пространство и даже бумага. А если обратить внимание на то, что в последнее время течение моды поставило под вопрос саму удобочитаемость (для привлечения внимания используются причудливые шрифты и различные эффекты их размещения).Шрифты без засечек (sans-serif)Обладают малым эмоциональным зарядом и ассоциируются с практичностью и здравомыслием. Они несут в себе современное общее начало и являются надежным выбором для тех, кто жаждет гармонии и не озабочен самовыражением посредством шрифтового оформления. Arial наиболее часто выбирается для личной переписки.Шрифты с засечками (serif)Менее сексуально определенны, поскольку сочетают мужскую авторитарность с органичным, гуманистическим стилем, более притягательным для женщин. Различные исследования показали, что шрифты с засечками читаются легче, так как засечки помогают взгляду передвигаться от буквы к букве, и буквы при этом не сливаются друг с другом.Прямолинейные и угловатые шрифтыАссоциируются с непреклонностью, жестокостью; они характеризуются холодностью, безликостью и механистичностью. В терминах психоанализа их определяют такие выражения, как «эмоционально зажатый» или «крепкий задним умом».Гарнитурные шрифтыС большими круглыми буквами «О» и «хвостиками» воспринимаются как дружественные и «человечные», возможно потому, что их начертание подражает образу человеческого лица.Декоративные шрифтыЧаще всего их используют, чтобы подчеркнуть новизну, яркость, индивидуальность. Но, лучше никогда не использовать их в качестве основного текста, мало того, что они неудобочитаемы, так еще и эффект пропадает.Шрифты рукописного стиляЭто попытка передать дружелюбие и близкие отношения. В свое время эти шрифты использовались банками, желающими избежать ощущения «казенности» путем имитации в письмах «персональной подписи». Используя рукописные стили, крупные корпорации ставят задачу казаться более дружелюбными, «близкими к народу». |
О шрифтах
Применение шрифтов
Название типографского шрифта по размеру
Расшифровка ISO кодировок
Расширения
Уровни жирности шрифтов
Состав шрифта
Сокращения в названиях шрифтов
Коды языков
Leet
Помощь
Определение шрифтов
Определение языка по шрифту
Определение кодировки по кракозябрам
Восстановление системных шрифтов Windows 7
Подбираем шрифт
|