На сегодня существует огромное количество самых различных шрифтов. У каждого отдельного шрифта есть своё название, причём многие из них существуют в различных вариантах основного вида и рисунка. Рисунок гарнитуры должен соответствовать раскрытию содержания надписи, и при этом шрифт должен привлечь внимание читателя и помочь ему сосредоточиться на чтении текста, выделить наиболее важные аргументы.
Использование шрифта в сочетании с иллюстрациями
Чтобы правильно подобрать шрифт для сочетания его с иллюстрациями, профессиональные дизайнеры советуют отвлечься на время от функциональности шрифта, не пытаться его «читать», а рассмотреть шрифт как картинку. Подобно тому, как изображение содержит свои характерные черты (например, толщина и жесткость кисти), буквы шрифта тоже можно рассматривать как подобный рисунок. Анализируйте отличительные черты стиля изображения и подбирайте шрифт похожего начертания. Если картинка состоит только из прямых горизонтальных или вертикальных линий, то и шрифт ей Вы подбираете такой же «прямолинейный». Например, шрифт Mashine. Если наоборот, рисунок весь живой, плавный и «рукописный», то и шрифт к нему Вы подбираете такой, который имитирует рукописный почерк. Например, такой как Betina.
Каждая надпись, особенно в рекламной продукции, должна иметь свой художественный облик и, помимо смысловой нагрузки, нести в себе образность, способствующую эмоциональному зрительному восприятию.
Существуют особенности корректного применения шрифта и более тонкие, относящиеся уже не к рекламной продукции, а к применению в больших массивах текста, а именно в книгах, журналах, газетах и т.п. Если речь идет о создании сайта или рекламного объявления, дизайнерам приходится учитывать еще и другие условия: и общую тему, и характер текста, и место, и причину публикации и т.д. и т.п. Среди всех требований к подбору шрифтов можно выделить самое главное правило – для больших текстов шрифт должен быть легко читаемым. Остальные правила можно свести к следующим основным:
Общие правила подбора шрифтов
Размер шрифта
Размер шрифта значительно влияет на удобочитаемость текста. Все рукописные шрифты (каллиграфические и свободные) лучше распечатывать в соответствии с размером букв, написанных от руки (14-18 пунктов). В мелких кеглях прочесть такой текст окажется непросто. Далеко не все шрифты, даже текстовые, терпят уменьшение до 6-7, тем паче меньших кеглей. Но если одни (Академическая, Бодони) протестуют категорически, то другие (Банниковская, ITC Гарамон) переносят относительно неплохо. В докладе британского типографа Марка Барретта на конференции ATypI в Хельсинки в сентябре 2005 г. приводятся следующие правила построения или подбора шрифта для использования в мелком кегле:
- Рисунок шрифта должен быть простым, ясным и привычным. Революционные формы и дизайнерские изыски неуместны.
- Шрифт должен обладать увеличенным очком строчных знаков и широкими пропорциями.
- Контрастность относительно слабая, приблизительно 3/4.
- Открытые формы предпочтительнее закрытых.
- Засечек либо вовсе нет, либо следует их "усилить", придав простую и даже грубоватую форму. Шрифт вообще не должен иметь деталей, исчезающих при уменьшении.
Тип шрифта и уместное его использование
Выбирайте шрифт в зависимости от того, где вы собираетесь его применить. К примеру, рубленый шрифт в рекламе более удобочитаем, чем новая антиква, и лучше других шрифтов подходит для выполнения плакатов и лозунгов. И, наоборот, в почетных грамотах, по сравнению с новой антиквой, рубленый шрифт выглядит невыразительно. Наиболее частая ошибка начинающих - выбор рубленого шрифта для основного текста. Если в печатном издании можно регулировать межсимвольный интервал, то в Интернете это пока вопрос будущего. Из за особенностей начертания рубленых шрифтов (особенно малого размера) буквы сливаются друг с другом, а это, как вы наверное понимаете никак не способствует повышению читабельности текста. Из этого следует четкий вывод. Рубленые шрифты - только большого кегля и с увеличенным межсимвольным интервалом. Рубленые шрифты идеально подходят для заголовков. Они притягивают к себе внимание и заставляют читателя бросить на них взгляд.
Гарнитуры с засечками намного более функциональны. Благодаря именно своим засечкам, они позволяют набирать тексты небольшого размера (в 10-12 пунктов) с потерей читабельности равной нулю. Но, к огромному сожалению, такие шрифты в своем большинстве не выразительны. Для заголовка лучше выбирать рубленый шрифт. Если не представляется возможным менять шрифт, тогда стоит прибегнуть к какому-либо приему выделения. Не злоупотребляйте шрифтами с засечками, если вы подбираете шрифт для компьютерных текстов. Чем шрифт проще, тем он легче читается.
При работе с декоративными гарнитурами будьте предельно осторожны! При всей своей красоте и изящности у них есть один сильный недостаток - их трудно читать. Чаще всего декоративные шрифты используются в логотипах и для создания внутреннего настроения на веб-странице (например, страницы с древне-русской тематикой используют старославянские гарнитуры и т.д.). Выбор необычного шрифта может быть обусловлен только неординарностью текстов, в которых такой шрифт применен. Поэтому используйте нестандартные шрифты с осторожностью. Предпочитайте деловые, ясные и простые шрифты, например, Arial, Bastion, Pragmatica, Futura или Gelvetica. Рекомендуют выбирать для заголовков тот же шрифт, что и для основного текста.
Цвет шрифта
Чем контрастнее цвет шрифта и фон, тем проще читать текст. Наиболее привычный для нас цвет шрифта - черный. При использовании темного шрифта фон обязательно должен быть светлым.
Средства выделения шрифтов
Не злоупотребляйте средствами выделения шрифтов (курсивом, полужирным шрифтом, подчеркиванием, цветом, применением эффекта тени). Ограничьтесь одним-двумя способами выделения шрифтов. Следите за тем, чтобы выделенными оказывались действительно значимые фрагменты текста.
Прописные и строчные буквы
Не злоупотребляйте прописными буквами. Текст, написанный прописными буквами, приходится читать по слогам.
Выравнивание текста
Не забывайте о выравнивании. Приведите текст в порядок и проследите, чтобы слова не "прыгали" по странице без смысла: глаз должен свободно скользить по буквам, мозг не должен тратить чрезмерные усилия на чтение. Строки, выровненные по левому краю или по центру, читаются легче, чем выровненные по ширине. Выравнивание по правому краю допустимо только как специальный прием.
Лучше не располагать строки вертикально. При горизонтальном расположении строк допустим небольшой (не более 20 градусов) наклон.
Психология восприятия шрифта в текстах
Многие психологи и графологи утверждают, что с помощью правильного подбора шрифтов, можно передать настроение, задать общий настрой при чтении текста. Если принять во внимание, что формы (геометрические) имеют определённое психологическое и эмоциональное воздействие на человека, то такое утверждение не лишено основания. Как известно, различные шрифты имеют разное написание, размер и кернинг. Соответственно слово, набранное одним шрифтом, будет существенно отличаться по ФОРМЕ от этого же слова, набранного другим шрифтом. Конечно, данная тема скорее относится к печатной рекламе, написанию слоганов, рекламных текстов. Но ведь шрифт используется и при написании логотипов. В конце концов, есть такой вид логотипов, как шрифтовые логотипы.
Человеческий глаз воспринимает не отдельные буквы, а группы букв или слов. Это свойство глаза, охватывать группы букв, их форму, а также определённую длину строк является фактором, ускоряющим или замедляющим чтение. Поэтому, помимо рисунка шрифта не менее важно правильно выбрать его размер, расстояние между буквами, строчками, длину строк и расположение текста на странице или листе печатной продукции. По устоявшемуся мнению многих экспертов, строгие прямолинейные шрифты, обладающие «машинными», «техническими» качествами, привлекательнее для мужчин, а у женщин фаворитами являются более округлые и пышные шрифты с выраженными «хвостиками».
Различные исследования показали, что шрифты с засечками читаются легче, так как засечки помогают взгляду передвигаться от буквы к букве, и буквы при этом не сливаются друг с другом. С другой стороны, что буквы без засечек легче читать в шрифтах очень большого или очень малого размера. Но установить единообразные правила очень сложно (а если точнее, практически невозможно), так как кроме начертания, огромное значение имеет кегль шрифта, длина строк, интерлиньяж, свободное пространство и даже бумага. А если обратить внимание на то, что в последнее время течение моды поставило под вопрос саму удобочитаемость (для привлечения внимания используются причудливые шрифты и различные эффекты их размещения).
Шрифты без засечек (sans-serif)
Обладают малым эмоциональным зарядом и ассоциируются с практичностью и здравомыслием. Они несут в себе современное общее начало и являются надежным выбором для тех, кто жаждет гармонии и не озабочен самовыражением посредством шрифтового оформления. Arial наиболее часто выбирается для личной переписки.
Шрифты с засечками (serif)
Менее сексуально определенны, поскольку сочетают мужскую авторитарность с органичным, гуманистическим стилем, более притягательным для женщин. Различные исследования показали, что шрифты с засечками читаются легче, так как засечки помогают взгляду передвигаться от буквы к букве, и буквы при этом не сливаются друг с другом.
Прямолинейные и угловатые шрифты
Ассоциируются с непреклонностью, жестокостью; они характеризуются холодностью, безликостью и механистичностью. В терминах психоанализа их определяют такие выражения, как «эмоционально зажатый» или «крепкий задним умом».
Гарнитурные шрифты
С большими круглыми буквами «О» и «хвостиками» воспринимаются как дружественные и «человечные», возможно потому, что их начертание подражает образу человеческого лица.
Декоративные шрифты
Чаще всего их используют, чтобы подчеркнуть новизну, яркость, индивидуальность. Но, лучше никогда не использовать их в качестве основного текста, мало того, что они неудобочитаемы, так еще и эффект пропадает.
Шрифты рукописного стиля
Это попытка передать дружелюбие и близкие отношения. В свое время эти шрифты использовались банками, желающими избежать ощущения «казенности» путем имитации в письмах «персональной подписи». Используя рукописные стили, крупные корпорации ставят задачу казаться более дружелюбными, «близкими к народу».