Британская гравюра. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Репродукции сотен картин музея.
Основу каталога составляет наследие двухсот пятидесяти мастеров гравюры, в том числе таких знаменитых, как Уильям Хогарт, Джон Рафаэль Смит, Уильям Уорд, Томас Роулендсон и Джеймс Уистлер. Наряду с отдельными листами в каталог включены популярные сатирические и пейзажные серии, композиции, посвященные спорту и охоте. Электронное издание отличается многообразием и сложностью своего состава. Помимо известных, часто экспонируемых на выставках произведений в нем сосредоточено множество замечательных памятников, которые публикуются впервые. Прежде всего, это уникальные альбомы гравюр «Древности Великобритании, «Крики Лондона» и «Алфавит». Следует также отметить анималистические композиции Томаса Ландсира, Джона Фредерика Льюиса и Джорджа Таунли Стаббса.
Каталог достаточно полно и последовательно отражает основные этапы развития британского эстампа. Первая половина XVIII столетия представлена работами выдающихся английских портретистов Джона Смита I и Исаака Беккетта, морально-нравственными сериями Уильяма Хогарта; вторая половина века - гравюрами различных жанров и направлений, возникших в это время и полюбившихся жителям Великобритании. Пейзажи Уильяма Вуллетта, портреты Валентина Грина, композиции на мифологические и религиозные сюжеты Франческо Бартолоцци, городские виды Томаса Молтона Младшего - образец технического и художественного совершенства. В этих произведениях переплелись традиции и новаторские решения, эффектная декоративность и строгая классичность форм.
Электронный каталог «Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия». Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Репродукции сотен картин музея.
Каталог является первой попыткой электронной систематизации коллекции. В него планируется внести около шестисот произведений печатной графики, созданных известными русскими и иностранными мастерами в России за полтора столетия, выполненных в различных техниках. Основу каталога составляют гравированные портреты известных деятелей своего времени и членов императорских семей. Дополнением служат оттиски различной тематики, характеризующие исторический период XVIII – первой половины XIX столетия.
Каталог снабжен справочниками и удобным поиском, разделы каталога содержат биографические данные об авторах гравюр и личностях, изображенных на портретах, описание техник исполнения, стилей искусства, жанров.
Электронный каталог рассчитан на широкий круг пользователей, интересующихся историей России Нового времени, ее культурой, изобразительным искусством в целом и искусством печатной графики в частности.
В современной России нет общенационального Музея Гулага.
Он отсутствует не только как материальный объект - его нет в российской культуре в качестве необходимого связующего звена между знанием и пониманием, фактом и событием, опытом и памятью. Память о коммунистическом терроре не стала целостной и неотъемлемой составляющей национальной памяти, это по-прежнему фрагментарные воспоминания о локальных событиях, не связанные общей понятийной сущностью. Именно такое состояние памяти демонстрируют существующие музейные коллекции и выставочные проекты.
Сегодня Музей Гулага - это совокупность инициатив энтузиастов и авторских коллективов, разбросанных географически и разобщенных тематически и методологически. В разных городах и населенных пунктах бывшего СССР существуют различные государственные, ведомственные, общественные, школьные и другие музеи, которые создали в своих постоянных экспозициях разделы, посвященные тем или иным аспектам этой темы, целенаправленно собирают документальные и вещественные свидетельства по истории репрессий, а также организуют временные или периодические выставки.
Как правило, это автономные и не связанные между собой инициативы, предпринимаемые музейными коллективами. В большинстве случаев эти экспозиции известны лишь ограниченному кругу посетителей и не востребованы за пределами географически ограниченного сообщества. Тем не менее, необходимость осмысления опыта Гулага и террора в обобщенном музейном представлении продолжает ощущаться как насущная проблема современности. Сегодня важно понять: все составляющие будущего музея уже существуют в реальности - это автономные инициативы. Дополняя, а порой и противореча друг другу, они накапливают опыт, который должен лечь в основу будущего Музея. Остается главный вопрос - как сложить эти составляющие в единое смысловое целое? Как интегрировать разрозненное фрагментарное знание и локальное понимание в единую историческую панораму?
Санкт-Петербургский научно-информационный центр «Мемориал» пятый год осуществляет идею создания Виртуального музея Гулага. Мы рассматриваем этот проект как совокупность разнообразных музейно-выставочных инициатив, объединенных в едином виртуальном пространстве для сопоставления и поиска путей интеграции, при этом так, чтобы региональная и авторская специфика не были бы утрачены, а вошли в единое целое как его часть. Конечная цель проекта - создание Виртуального музея, представляющего как общую картину истории террора, так и современное состояние памяти о нем, в ее материальном воплощении.
«Внемузейная» память о терроре также является неотъемлемой частью этой картины, и в нашей коллекции ее представляют две отдельные компоненты: «Следы Гулага» – знаки прошлого в окружающей нас ландшафтной и антропогенной среде, и «Некрополь террора» – сотни сохранившихся, полусохранившихся или почти исчезнувших с лица земли мест захоронений жертв террора. Следующим этапом нашего проекта станет построение на основе собранной коллекции настоящего виртуального музея – с мультимедийным представлением экспонатов, с подробной музейной документацией, со справочным аппаратом, включающим тематические и иные рубрикаторы, указатели, виртуальные картотеки, с тематическими экспозициями, временными и постоянными выставками, с разработанной системой виртуальных экскурсий.