Метро глоссарий
А
АВ - автоматический выключатель.АВТ - автоматический выключатель торможения.
АВУ - автоматический выключатель управления.
АВФ - аварийно-восстановительное формирование.
АГС - автоматический гребнесмазыватель.
АК - регулятор давления.
АКБ - аккумуляторная батарея.
АКП - автоматический контрольный пункт.
АЛС - автоматическая локомотивная сигнализация.
АЛС-АРС - автоматическая локомотивная сигнализация с автоматическим регулированием скорости.
АЛСР - автоматическая локомотивная сигнализация с использованием радиоканала.
АМР - автомат монеторазменный.
АПЛ - Арбатско-Покровская линия.
АПМБ - автомат по продаже магнитных билетов.
АПЭ - устройство автоматического пуска эскалатора.
АРМ - автоматизированное рабочее место.
АРТСКВ - артезианская скважина.
АРС - система автоматического регулирования скорости.
АРС-АО - кодовый сигнал абсолютной остановки от АРС.
АРС-Д - система АРС «Днепр».
АРС-Р - резервный комплект АРС.
АСД - автоматическая станционная дверь.
АСКД - автоматизированная система контроля доступа.
АСКМ - автоматическая система контроля микроклимата на станциях.
АСКОПМ - автоматизированная система контроля оплаты проезда в метрополитене.
АСНП - автоматический считыватель номера поезда.
АСОТП - автоматическая система обнаружения и тушения пожара «Игла».
АСУ - автоматизированная система управления.
АСФЭ - следящий функциональный эскалаторный автомат.
АТД - асинхронный тяговый двигатель.
АТДП - автоматика телеуправления движением поездов.
АТП - асинхронный тяговый привод.
АТПС - аппарат телефонной тоннельной связи.
Б
БАВ - блок автоматических выключателей.БАРС - блок АРС (автоматического регулирования скорости).
ББЭ - блок бортового энергоснабжения.
БД - дверная блокировка.
БВ - быстродействующий выключатель.
БИС - блок АРС измерения скорости (только в контексте метро).
БКЦУ - блок контакторов цепей управления.
БЛЛМ - Бутовская линия лёгкого метро.
Блок-участок автоблокировки - участок пути между двумя светофорами (проходными, входным, выходным).
Блок-участок АЛС-АРС - участок пути, расположенный за рельсовой цепью, длиной не менее расчетного тормозного пути при торможении от устройств АЛС-АРС со скорости, допускаемой устройствами АЛС-АРС на данной рельсовой цепи. Границами блок-участка АЛС-АРС являются изолирующие стыки (начало - конец) соответствующих рельсовых цепей.
БЛПМ - блок локомотивных приёмников частот АРС «Метро».
БЛП - блок локомотивного приёмника.
БОР - блок ограничивающих резисторов.
БП - блок предохранителей.
БПСН - блок питания собственных нужд.
БПФ - блок полупроводниковый для питания фар.
БРС -
- блок устройств АРС регуляции скорости.
- блок разъёмных соединений асотп «Игла-МТ».
БС - блок согласования.
БСК - бесконтактная смарт-карта.
БСМ - блок сравнения частот АРС «Метро».
БСУ - блок согласующего устройства АРС.
БТБ - блок тормоза безопасности.
БТП - блок технических помещений.
БУ -
- блок-участок
- блок управления
БУМ - блок АРС управления «Метро».
БУП - блок управления поездом.
БФ - блок фар.
БЭПП - блок электропневматических приборов.
БЭНЦ - блок электропитания низковольтных цепей (аналог БПСН в Киевском метрополитене).
В
ВАХ - выключатель аварийного хода.ВБ - выключатель аккумуляторной батареи.
ВБП - тумблёр включения блоков питания.
ВВП - вестибюльная выпрямительная подстанция.
ВД - выключатель дверей.
ВЗ - вентиль замещения.
ВЗК - взрывозащитная камера.
ВИП - вторичный источник питания.
ВМК - выключатель мотор-компрессоров.
ВНИИЖТ - всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной техники.
ВО - режим вагонного оборудования (обозначение на мониторе вагонов «Русич»).
ВОВТ - выключатель отключения воздушного тормоза.
ВОУ - водоотливная установка.
ВП - тумблёр устройств АРС при режиме «вспомогательный поезд»
ВПД - выключатель переключения дверей.
ВПП - вестибюльная понизительная подстанция.
ВПРС - выправочно-подбивочно-рихтовочная машина среднего типа для ремонта верхнего строения пути.
ВПУ - вспомогательный пульт управления.
ВР - воздухораспределитель.
ВРЗ - вагоноремонтный завод
ВРН - кран воздухораспределителя. Напорная магистраль.
ВРП - кнопка возврата РП.
ВРУ - выключатель резервного управления.
ВРЦ - вагоноремонтный цех.
ВС - вентиляционная сбойка.
ВТ - вентильные тормоза.
ВТБ - вентиль тормоза безопасности.
ВТЗ -
- воздушно-тепловая завеса
- аппаратура автоматического регулирова¬ния температуры в вестибюлях
- выключатель управления
- водоотливная установка
ВФ - выключатель фар.
ВЦн.н. - вспомогательные цепи низкого напряжения.
ВШ - вентиляционная шахта.
ВЭКА - вагон-электровоз контактно-аккумуляторный.
ВШ - Вентиляционная шахта.
ВВ - Вентиляционная шахта с установленной системой воздухоочистки.
ВОМД - Ветиляционная турбина.
Г
Габарит погрузки - предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен размещаться груз (с учетом упаковки и крепления) на открытом подвижном составе при нахождении его на прямом горизонтальном пути.Габарит подвижного состава - предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутри которого должен помещаться подвижной состав (с учетом максимальных нормируемых допусков и износов, а также бокового наклонения на рессорах), установленный на прямом горизонтальном пути и в кривой расчетного радиуса как в ненагруженном, так и в нагруженном состоянии.
Габарит приближения оборудования - предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого не должны заходить никакие части всех видов оборудования и устройств за исключением частей устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с соответствующими частями подвижного состава (скоба путевого автостопа, контактный рельс и др.)
Габарит приближения строений - предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого, помимо подвижного состава и оборудования, не должны заходить никакие части станционных сооружений и строительных конструкций, кроме упоров тоннельных металлоконструкций, с учетом нормируемых допусков на их изготовление и монтаж.
Галерея - короб, простирающийся от наземной станции до парковых путей депо.
ГАЛС - генератор частот АЛС.
ГВ - главный разъединитель.
Гейт (неоф.) - путь, соединяющий сеть метрополитена с железнодорожной сетью. См. также Список соединительных веток метрополитенов и железных дорог.
ГДП - график движения поездов.
ГЗ - гермозатвор (металлоконструкция).
ГК - групповой контактор.
Главный путь - путь перегона, а также путь станции, являющийся непосредственным продолжением пути прилегающего перегона.
ГПК - горнопроходческий комплекс.
ГО (ГрО) - гражданская оборона.
«Горизонтальный лифт» - см. Станция закрытого типа.
ГС - скоростемер, устанавливаемый на ПС без устройств АРС.
ГЩ - щиток с низковольтными предохранителями.
Д
Д1…Д2 - делители давления.Д6 - правительственные пути сообщения (подземные автотрассы с итегрированными рельсами для дизель-аккумуляторных поездов, полноразмерные жд тоннели).
ДАУ - дублирующее автоматическое управление.
ДАУ-АРС - система АРС с ДАУ.
ДБ - дверная блокировка.
ДВР - дверной воздухораспределитель.
ДВШ - датчик вращения шестерни.(на более ранних моделях - ДС, «датчик скорости»)
ДД1…ДД4 - датчики давления.
ДДЭ - дежурный по депо (дежурный деповского электрохозяйства).
Деповские пути - пути в здании электродепо и их продолжение до светофоров, ограждающих парковые пути.
ДЗА - дистанция защиты автоматики.
ДИП - динамовский/дополнительный источник питания (разработан АЭК «Динамо», обе расшифровки аббревиатуры используются примерно в равном объёме).
ДИСК-Б - дистанционно-информационная система контроля букс.
ДИСК-БКВ-Ц - система комплексного контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда, включающая в себя:
- базовую подсистему ДИСК-Б для обнаружения перегретых букс;
- подсистему ДИСК-К для обнаружения неисправностей колёс по кругу катания;
- подсистему ДИСК-В для обнаружения волочащихся деталей;
- подсистему ДИСК-Ц для централизации информации с линейных постов контроля технического состояния подвижного состава.
ДК-117 - коллекторный ТД с указанием модели.
ДКПТ -
- выполняет функции РКТТ
- датчик контроля пневматического торможения
ДМ - дверная воздухомагистраль.
ДП -
- датчик пути АРС
- датчик противоюза
ДПС - дизель-подвижной состав.
ДР -
- дифференциальное реле
- дистанция ремонта
- начальник станции
- датчик скорости, устанавливаемый на ПС с устройствами АРС
- дополнительная связь
ДСП - дежурный по станции
ДСПО - дежурный по приёму и отправлению поездов
ДСЦП - дежурный (станционного) поста централизации
ДСЦТ - дежурный (станционного) поста телеуправления
ДТ -
- датчик тока
- дроссель-трансформатор
Дублирующий автостоп - второй путевой автостоп, установленный перед маневровым светофором на пути для оборота составов.
ДУР - дистанционно управляемый разделитель.
ДЦ - диспетчерская централизация.
ДЦХ - диспетчер централизованного хозяйства (поездной диспетчер).
ДЦХС - старший диспетчер централизованного хозяйства (старший поездной диспетчер).
ДЧ - дистанция движения.
ДЧВ - датчик частоты вращения ротора.
ДЭС - дизельная электростанция.
Е
ЕжТК - опытный модернизированный вагон для Таганско-Краснопресненской линии.Еи - опытные вагоны типа Е с импульсным регулированием.
ЕО, ЕНО, ЕНОД - виды осмотра ПС.
Ер - опытные вагоны типа Е с изменёнными рессорами.
З
Защитный участок за светофором - расстояние от скобы путевого автостопа данного светофора до конца участка пути, ограждаемого предшествующим светофором.ЗР -
- замыкающее реле.
- кран запасного резервуара напорной магистрали
ЗУ - защитный участок.
ЗУ - заземляющие устройства.
И
ИВК - фильтр мотор-компрессора.«Игла-МТ» - АСОТП «Игла» с функцией обнаружения нагрева букс.
ИДП - инструкция по движению поездов.
ИНСУ - Инверторная система управления.
ИО - измерительный орган.
ИПТД - источник подвозбуждения тяговых двигателей.
ИС -
- изолирующий стык
- измеритель скорости
ИУ - управляющие импульсы.
ИШ - индуктивный шунт.
ИПП - источник питания программируемый
К
К1 - разобщительный кран пневмопривода ЭКК.КАПП - контролёр автоматических пропускных пунктов.
КАХ - кнопка аварийного хода.
КАС ДУ - комплексная автоматизированная система диспетчерского управления.
КАСИП АЗМ - комплексная автоматизированная система информационной поддержки антитеррористической защиты метрополитена.
КБ -
- кнопка бдительности
- кассир билетный
КВ - контроллер машиниста (буквально - контроллер вагоновожатого).
КВК - кабельно-вентиляционный коллектор.
КВЛ - Кировско-Выборгская линия.
КВР - капитально-восстановительный ремонт.
КВТ - кнопка восприятия торможения.
КВЦ - контактор высоковольтных цепей.
КГУЛЗ - лампа контроля КГУ зелёного цвета.
КГУЛК - лампа контроля КГУ красного цвета.
КД - контактор дверей.
КДМ - контроль действия машиниста.
КЗ -
- короткое замыкание
- короткозамыкатель контактного рельса
КИП - контрольно-инструкторская поездка.
КК -
- катушка контактора
- контактор МК
КМ -
- кассовая машина. Операции продажи, доплаты и воссстановления ПД выполняются на кассовых машинах с другими номерами по сравнению с номерами КМ, на которых производится инициализация МК
- кран машиниста.
КЛ - "кабина локомотива". Штамп в удостоверении работника метрополитена, разрешающий проезд в кабине машиниста.
КО -
- коммерческий отдел Службы сбора доходов метрополитена
- контактор освещения
- кнопка «Отпуск»
Концевой отвод контактного рельса - часть контактного рельса, имеющая уклон и обеспечивающая плавный вход и выход башмаков токоприемников.
КП - колесная пара.
КПТ - контроль пневматических тормозов.
КР -
- контактный рельс
- капитальный ремонт
- контроллер реверса
КРЗД - кнопка резервного закрытия дверей.
КРЛ - Калужско-Рижская линия.
КРМ - кран машиниста.
КРМК - кнопка резервного включения МК.
КРП -
- контроллер резервного пуска (то же, что и КРУ)
- капитальный ремонт с продлением срока службы
КРУ - контроллер резервного управления.
КС -
- контроль скатывания
- конструкционная скорость
КС2 - коробка заземления.
КСАУДП - комплексная система автоматического управления движением поездом.
КСАУП - комплексная система автоматического управления движения поездов.
КСБ - контактор силового блока.
КСД, КСЭД - комплексная система (эксплуатации) «Движение».
КТ - контроль торможения.
КТО - контрольная точка отправления.
КТР - кнопка «Тормоз резервный».
КТСМ-01Д - комплекс технических средств для модернизации аппаратуры ПОНАБ-3 и ДИСК-Б
КТП - контрольная точка прибытия.
КУ - кнопка управления.
КШ - "контактор шунтирующий". ЭМК ослабления возбуждения.
КЭ - контакторный элемент кулачкового типа.
КЭТ - контроль электрических тормозов.
Л
ЛАВТ - тумблёр на пульте вагона метро 81-540.7ЛАД - линейный асинхронный двигатель.
ЛБ, л/б - локомотивная бригада.
ЛБК - локальный блок контроля системы «Игла».
ЛБК-ТБ - локальный блок контроля температуры букс АСОТП «Игла-МТ».
ЛВД - лампа включения двигателей.
ЛИТС - линейная информационно-телеметрическая станция.
ЛК - линейный контактор.
ЛКВД - лампа контроля выключения двигателей.
ЛКВП - лампа контроля включения преобразователя.
ЛКВЦ - лампа контактора КВЦ.
ЛКТ - лампа контроля торможения.
ЛЛ - Люблинская линия.
ЛН - лампа накаливания.
Локомотивная бригада - машинист и помощник машиниста.
Локомотивы - электровозы, тепловозы, мотовозы.
ЛП, л/п - линейный пункт.
ЛПК - линейный пункт контроля.
ЛПТ - левый перегонный тоннель.
ЛРТ - Лёгкое метро).
ЛС - линия связи.
ЛСД - лампа сигнализации дверей.
ЛСН - лампа сигнализации неисправности.
ЛСТ - лампа сигнализации тормоза.
ЛУ - локомотивный указатель.
ЛХРК - сигнальная лампа хода реостатного контроллера.
ЛХТ - лампа, при автоведении контролирующая сбор схемы на «ход» и «тормоз».
М
Маневровый состав - группа вагонов, сцепленных между собой и переставляемых с одного пути на другой.МАРС - модернизированная система АРС.
Маршрут - пути со стрелками, установленными и запертыми в направлении предполагаемого следования поезда или маневрового состава.
МВ - масляный выключатель.
МВУ - местная водоотливная установка.
МДП - местная дренажная перекачка.
МК -
- магнитная карта
- металлоконструкция (гермозатвор)
- мотор-компрессор
МПС - Министерство путей сообщения.
МРА - монеторазменный автомат.
МРТ - моторно-рельсовый транспорт
МРЦ - маршрутно-релейная централизация.
МС - машина для счёта монет.
МСЦ - механосборочный цех.
МТ -
- микрофон для передачи машинистом информации поездному диспетчеру
- магистраль торможения на устройстве АРС
- магистраль управления
- маршрутный указатель
МУС - местная усилительная станция громкоговорящего оповещения на станциях.
МХ - магистраль хода на устройстве АРС.
Н
НВЛ - Невско-Василеостровская линия.НМ - напорная магистраль.
НР - нулевое реле.
НСТ - нормативная станция по труду.
НЧ - нулевая частота АЛС.
О
ОВ - обмотка возбуждения.ОВП - огнетушитель воздушно-пенный.
ОВТ - тумблёр отпуска вентильных тормозов.
ОВУ - основная водоотливная установка (на линиях с 1990-х годов постройки).
ОДП - основная дренажная перекачка.
ОП -
- огнетушитель порошковый
- сигнал опасности
ОПУ - основной пульт управления.
ОСП -
- огнетушитель самосрабатывающий порошковый.
- индикатор отсутствия признаков пожара АСОТП «Игла»
Охранная стрелка - стрелка, расположенная на другом пути и устанавливаемая при приготовлении маршрута в положение, исключающее возможность выхода подвижного состава на подготовленный маршрут.
ОЧ - отсутствие частоты АРС.
ОЭМЗ - Опытно-электромеханический завод.
ОЯ - обмотка якоря.
П
П - главный предохранитель.ПА-КСД - поездная аппаратура комплексной системы «Движение».
ПА-М - поездная аппаратура модернизированная.
Парковые пути - пути, примыкающие к деповским путям.
ПБ - педаль бдительности.
ПБМ - один из блоков АРС.
ПВБ - путевая восстановительная бригада.
ПВЗ - переключатели защиты вагона.
ПВС - пункт восстановительных средств.
ПВУ - повагонное управление (обозначение на мониторе вагонов «Скиф»).
ПГ - путевой генератор частот АРС.
ПД -
- проездной документ на основе магнитной карты
- положение о дисциплине
ПДУ - пульт дистанционного управления.
Перегон - часть линии метрополитена, расположенная между смежными станциями.
ПИ - пожарный извещатель АСОТП «Игла».
ПИР - проектно-изыскательные работы.
ПК -
- пожарный кран
- приёмные устройства АРС
ПКГ - групповой переключатель положений.
ПКПП - приёмно-контрольный пожарный прибор.
ПЛ - Правобережная линия.
ПМ -
- поломоечная машина
- подметальная машина
- см. ПМТ
- пульт машиниста
ПМТ - тормозной переключатель. Ставит силовые цепи на моторный или тормозной режим, имеет 2 фиксированных положения ПМ и ПТ.
Подвижной состав - вагоны, локомотивы и специальные подвижные единицы.
Подход к станции - расстояние от торца пассажирской платформы до наиболее удаленного светофора, ограждающего участок пути в начале этой платформы.
Поезд - состав, сформированный из вагонов, локомотив или дрезина с прицепом или без прицепа, имеющий установленные сигналы, присвоенный номер и обслуживаемые локомотивной бригадой (машинистом).
ПОНАБ - прибор обнаружения нагретых букс.
Портал - место выхода на поверхность линии метрополитена.
Пост централизации - пост на станции, в котором сосредоточено управление централизованными стрелками и сигналами.
ПП - переключатель положений.
ППЗ - переключатели защиты поезда.
ППП - промежуточная понизительная подстанция.
ППР - планово-подъёмочный ремонт.
ППТ - правый перегонный тоннель.
ПР -
- пальцевый разъём ЭКК автосцепки
- пневморессора
- путевое реле АРС
ПРВУ-И - программный распределитель водоотливной установки на интегральных микросхемах.
Предохранительный тупиковый путь - тупиковый путь, предназначенный для предупреждения выхода подвижного состава на маршруты следования поездов.
Прочие пути - станционные пути, использование которых определяется производимыми на них операциями при маневрах или хозяйственным назначением. Расположены, как правило, на территории, прилегающей к электродепо.
ПРПС - пункт ремонта подвижного состава.
ПРС - поездная радиосвязь.
ПРТ - преобразователь реостатного торможения.
ПС -
- подвижной состав
- пригласительный сигнал
- последовательное соединение
ПСТ - полное служебное торможение.
ПСЧ - приёмник сигнальных частот АРС.
ПТ -
- проверка пневматических тормозов
- см. ПМТ
- путевой трансформатор
ПТО -
- пункт технического обслуживания
- производственно-технический отдел (техотдел)
ПУ - пульт управления.
ПУПМ - переговорное устройство «Пассажир - машинист».
Путевая автоматическия блокировка (автоблокировка) - система устройств, регулирующая движение поездов и их ограждение на перегонах и станциях без путевого развития. При автоблокировке разрешением на занятие поездом участка служит разрешающее показание светофора, а смена сигналов светофора происходит автоматически от воздействия поезда на ограждаемый им участок пути.
Путевые знаки - постоянные знаки, указывающие план, профиль, протяженность и границы участков пути.
Пути специального назначения - предохранительные тупиковые пути и соединительные ветви.
Путевые знаки - постоянные знаки, указывающие план, профиль, протяженность и границы участков пути.
ПЦБК - промежуточный центральный блок контроля системы «Игла».
Р
РА - рельсовый автобус.РБ - ревизор безопасности.
РВ -
- реле времени
- ртутный выпрямитель
- реле времени освещения
- реверсивный выключатель основного управления
РВТ - реле времени торможения.
РВТБ - резервный вентиль тормоза безопасности.
РД -
- реле дверей
- реле давления
РЕЗСКВ - резервная скважина.
РЗ -
- реле заземления
- реле заряда
- реле сигнализации
- реле защиты
РЗПВ - реле защиты преобразователя вагона.
РИУ - радиоинформатор.
РК - реостатный контроллер.
РКМ, РКП - кулачковые контакторы РК.
РКР - реле контроля реверса.
РКСУ - реостатно-контакторная система управления.
РКТТ - реле контроля тормозного тока.
РМ - рукоятка машиниста (на вагонах «Яуза» и «Скиф») - по функциям аналогична КВ.
РМЦ - ремонтно-механический цех.
РО - реле остановки.
РОТ - реле отключения тяги.
РП - реле перегрузки.
РП1…РП6 - регулятор положения кузова.
РПБ - реле педали бдительности.
РПвозв. - реле возврата РП.
РПЛ - силовые катушки РП.
РПП - реле переключателя положений.
РПУ -
- реле пониженной уставки
- резервный пульт управления
РРИ - радиорелейный информатор.
РРП - реле резервного пуска.
РРТ - реле ручного торможения.
РС -
- рельсосмазыватель
- лампа равенства скоростей
РСУ -
- ремонтно-строительный участок
- реле системы управления
- токовое реле
- реле торможения
- тиристорный регулятор
РТП - рычажно-тормозная передача.
РУ - реле установок.
Руддвор - подземная выработка в основании шахты.
РУМ - см. РЦУ.
РУТ - реле ускорения и торможения.
РЦ -
- рельсовая цепь
- разъединительная цепь
РЦ УКС - разъединительная цепь УКС.
РЦУ - разъединитель цепей управления.
РЩК - релейно-щитовая камера.
С
САММ - система автоведения «МИИТ-метро».САРЧ - система автоматического регулирования частоты вращения.
СВ - соединительная втулка.
СВН - система видеонаблюдения.
СД - служба движения.
СДПП - серводвигатель переключателя положений.
СДРК - серводвигатель РК.
Сигнал - условный видимый или звуковой знак, при помощи которого подается определенный приказ.
Сигнальный знак - условный видимый знак, при помощи которого подается приказ или указание определенной категории работников. К сигнальным знакам относятся: предельные столбики или рейки, знаки границ станций, скорости движения, отключения и включения тяговых двигателей, торможения и др.
СК - соединительная коробка.
СКБ - старший кассир билетный.
СКД БСК - система контроля доступа по бесконтактным смарт-картам.
СКМ - служба контроля метрополитена.
Служба ЭМС - электромеханическая служба.
Служба ЭС - служба электроснабжения.
СММ - снегоуборочная машина метрополитена.
СОВС - система отопления и вентиляции салона.
СОСД - светильник открытия станционных дверей.
СОТ - сигнализация отпуска тормоза.
Специальный подвижной состав - несъемные подвижные единицы: дрезины (автодрезины, мотодрезины), платформы, снегоочистители, зумпфовые и промывочные агрегаты, снегоочистительные машины и др.
СР -
- стоп-реле
- средний ремонт (аналогичен КР-1)
СТ - скоростной трамвай.
Станция - раздельный пункт с путевым или без путевого развития, позволяющий производить операции по приему, отправлению поездов и обслуживанию пассажиров, а при развитых путевых устройствах - производство маневровой работы.
Станция закрытого типа - станция, пассажирский зал которой отделен от путевых тоннелей стенами с автоматическими дверями.
Станционные пути - пути в границах станции - главные, приёмо-отправочные для оборота и отстоя или для отстоя электроподвижного состава, парковые и прочие пути.
СТБ - силовой тиристорный блок.
СТД - служба технической диагностики.
СТЛ - Серпуховско-Тимирязевская линия.
СТП -
- совмещённая тяговопонизительная подстанция
- скорая техническая помощь ПВС
Стрелка нецентрализованная - стрелка, остряки которой переводятся вручную при помощи переводного механизма.
Стрелка централизованная - стрелка, остряки которой переводятся устройствами, управляемыми с поста централизации.
Стрелочный перевод - устройство, служащее для перевода подвижного состава с одного пути на другой. Стрелочный перевод состоит из стрелки, крестовины и соединительных путей между ними.
СУ -
- сантехнические установки.
- согласующее устройство АРС
СЦБ - (устройства) сигнализации, централизации, блокировки.
СЧРСТ - система управления работой промышленного телевидения и телеуправления.
Съёмные подвижные единицы - подвижные единицы, которые могут быть сняты с пути вручную обслуживающими их работниками (путеизмерительные, дефектоскопные, инструментальные тележки и др.)
Т
ТАБ - тяговая аккумуляторная батарея.ТВУ -
- транзитная водоотливная установка
- тонально-вызывное устройство
- тиристорное возбудительное устройство
ТДП - транзитная дренажная перекачка.
ТИСУ - тиристорно-импульсная система управления.
ТК - тиристорный контроллер.
ТКЛ - Таганско-Краснопресненская линия.
ТМ - тормозная магистраль.
ТМР - тяговый трансформатор.
ТО-1 (2,3,4) - техническое обслуживание первого (второго, третьего, четвёртого) объёма.
Торможение служебное - пневматическое торможение ступенями любой величины для плавного снижения скорости или остановки поезда в заранее предусмотренном месте.
Торможение экстренное - торможение, применяемое в случаях, требующих немедленной остановки поезда, достигаемое путем экстренной разрядки тормозной магистрали и дающее минимальный тормозной путь.
Тормозной путь - расстояние, проходимое поездом за время от момента перевода ручки крана машиниста или крана экстренного торможения в тормозное положение до полной остановки. Тормозные пути различаются в зависимости от вида торможения (служебное, полное служебное и экстренное).
ТОС - тоннельный отстой состава.
ТП -
- тяговая подстанция
- тяговый привод
ТПМК - тоннелепроходческий механизированный комплекс.
ТПП -
- тоннельная понизительная подстанция
- тягово-понизительная подстанция
- токоприёмник рельсовый
- тепловое реле
ТР-1 (2, 3) - текущий ремонт первого (второго, третьего) объёма.
ТРА - техническо-распорядительный акт.
ТРК - тепловое реле.
ТРП - тиристорный регулятор.
ТРТП - см. ТРК.
ТС - тиристор.
ТССМ - технологическая система связи метрополитена.
ТЦ - тормозной цилиндр.
ТЧ -
- тяговая часть (Депо подвижного состава (локомотивное депо, моторвагонное депо). Идёт с номером: ТЧ-1, ТЧ-2, ..., где каждый номер соответствует определённому депо в данном регионе. Номера на железной дороге, разных регионов и на метрополитене могут совпадать. Например: ТЧ-9 - электодепо "Фили" Московского метрополитена, ТЧ-9 - депо Вихоревка Восточно-Сибирской железной дороги, ТЧ-9 - депо Витебская-сортировочная Санкт-Петербург. Если депо имеет в составе и локомотивное депо, и моторвагонное депо, то оно обозначается всегда одним номером, например: ТЧ-18 - депо им. Ильича Московской железной дороги)
- начальник депо
ТЧЗр-1 - заместитель начальника депо по ремонту (цифра - номер конкретного ТЧ).
ТЧЗэ-1 - заместитель начальника депо по эксплуатации (цифра - номер конкретного ТЧ).
ТЧМ-1 - мастер депо, ТЧМс-1 - старший мастер депо (цифра - № депо), ТЧМи - машинист-инструктор.
ТШ - ЭМК цепи подмагничивания ТД.
ТЭ - тумблёр «Тормоз экстренный».
ТЭД - тяговый (электро)двигатель.
ТЭМ - электронная система телемеханики.
ТЭО - технико-экономическое обоснование.
У
УАВА - универсальный автоматический выключатель автостопа.УВПД - устройство визуализации проездных документов на основе магнитной карты (= визуализатор, информатор). Ящик с приемной щелью и табло.
УГР - уровень головки рельса.
УГС.М - устройство голосовой связи машиниста.
УГС.П - устройство голосовой связи пассажира.
Уклон - элемент продольного профиля пути, имеющий наклон к горизонтальной линии. Уклон для поезда, движущегося от низшей точки к высшей, называется подъёмом, а обратно - спуском.
УКПТ - устройство контроля проникновения в тоннель.
УКС - устройство контроля скорости.
УНЧ - усилитель низкой частоты.
УОС - устройство ограничения скорости.
УОТП - устройство определения тормозного пути.
УП - сигнальный знак для ночной расстановки составов.
УСПМ, УЭСПМ - устройство (экстренной) связи «Пассажир-машинист».
УТ - универсальный турникет.
УФКП - устройство фотоэлектрического контроля пассажира.
УЦТВ - устройство цветного теленаблюдения.
УЧПП - уровень чистого пола платформы.
УШ - углефильтрационная шахта (универсальная штольня).
Ф
ФКМ - функциональная клавиатура машиниста (на вагонах «Яуза» и «Русич»).ФЛ - Филёвская линия.
ФП - фекальная перекачка.
ФПЛ - Фрунзенско-Приморская линия.
Ц
ЦБКИ - центральный блок контроля индикации системы «Игла».ЦИК - цифровой информационный комплекс.
ЦКС - центр кинологической службы.
ЦПА - цех поездной автоматики.
ЦПУ - центральный пересадочный узел.
ЦУВ - цепи управления вагона.
Ш
Ш - служба "Ш" (сигнализации и связи).ШИМ - широтно-импульсная модуляция инвертора напряжения.
ШМ - электромонтер, сл. "Ш".
ШН - электромеханик, сл. "Ш".
ШНС - старший электромеханик, сл. "Ш".
ШР - штекерный разъём ЭКК автосцепки.
ШРМП - штепсельный разъём местного питания.
ШС - шаровой подшипник.
ШЧ - начальник дистанции сигнализации и связи.
Э
ЭВМ - электронно-вычислительная машина.ЭВР - вид воздухораспределителя на вагонах «Скиф».
ЭКА, Эк/а - электровоз контактно-аккумуляторный.
ЭКГ - групповой реостатный контроллер.
ЭКК - электроконтактная коробка.
Электрическая централизация стрелок и сигналов - система устройств для управления при помощи электрической энергии стрелками и сигналами станции с одного пункта, обеспечивающая взаимное замыкание стрелок и сигналов.
Электроподвижной состав - вагоны, из которых формируются электропоезда.
ЭМК - электромагнитный контактор.
ЭПВ, ЭВ - электропневматический вентиль автостопа (то же, что и ЭПК на "номерных" составах).
ЭПК -
- электрический пневматический клапан.
- электропневматический клапан автостопа.
ЭСИЧ - электронные счётные интервальные часы.
ЭСТ - электронная система телемеханики.
ЭТ -
- экстренное торможение
- электрическое торможение
ЭЦ - электрическая централизация.