Конституционные акты Великобритании
Вступительная статья
Конституционные акты Великобритании
Вступительная статья
Своеобразный, нестандартный характер британской Конституции обусловлен разнообразными факторами исторического, правового, философского и политического характера, имевшими место в стране на протяжении многих веков; эти же факторы влияли и на организацию государства. Великобритания не знает единовременно созданного акта, действующего в качестве конституции. Особенности Конституции относятся к ее форме, но не касаются содержания, ее сущности. По форме эта Конституция имеет комбинированный, несистематизированный характер: она слагается из двух частей - писаной и неписаной. Такой характер имеют все отрасли английского права, поэтому конституционное законодательство не отличается каким-либо особым своеобразием в этом плане. Внешне конституционное законодательство представляется не очень четким, определенным. Британскую Конституцию часто называют неписаной, имея в виду то обстоятельство, что она никогда не была "записана" в едином акте. Писаная и неписаная ее части имеют, в свою очередь, различные, весьма разнообразные источники. Писаная часть включает статутное право, т.е. принятые в различные годы и даже эпохи акты парламента (законы), регулирующие вопросы конституционного характера (но ни один из этих законов не является основным законом); с формальной точки зрения любой акт парламента может быть конституционным; главное в том, регулирует ли он отношения названного уровня. Объективно к писаным актам относятся и судебные решения (прецеденты), имеющие своим предметом вопросы, также носящие конституционный характер. Хотя эти решения существуют в писаной форме, т.е. зафиксированы на бумаге, тем не менее британская доктрина относит их к неписаной части права. Выражение "писаный закон" означает закон, формально принятый парламентом, независимо от того, зафиксирован он на бумаге или нет, а термин "неписаное право" употребляется в отношении актов, не принимавшихся парламентом*(1). Судебные решения составляют систему "общего права"; они затрагивают главным образом права и свободы граждан, хотя в последнее время появились значительные нововведения, о которых будет сказано ниже. Отсутствие единого акта о правах и свободах, о желательности которого много лет говорится в различного рода научных изданиях, ведет к необходимости судебного толкования существующих законов и норм обычного права. Прецеденты регулируют также отношения между различными государственными органами. Судебных прецедентов огромное множество; наибольшее значение имеют решения высших судебных инстанций, особенно Палаты лордов - верховной судебной инстанции страны. Ее решения носят обязательный характер; их принципам должны следовать все судебные инстанции, за исключением до 1966 г. самой Палаты лордов. До названной даты эта Палата была связана своими собственными предыдущими решениями. В 1966 г. лорд-канцлер, являющийся одновременно министром юстиции, в своем заявлении о судебной практике заявил, что Палата лордов не будет более придерживаться названного правила, если того требуют интересы юстиции. Предыдущие решения, по его словам, представляют собой "достойные сожаления (unduly) препятствия, мешающие развитию судебной практики". Обязательными прецедентами являются и решения апелляционного суда для всех судебных органов нижестоящего уровня, т.е. для различных высших судов по гражданским делам, королевских судов по уголовным делам, а также для всех нижестоящих по отношению к ним судов (например, для судов графств, судов магистратов). Решения Высокого суда правосудия по гражданским делам и решения королевского суда по уголовным делам также обязательны для нижестоящих судов. Все низшие суды, связанные решениями вышестоящих судов, свободны принимать собственные решения. Кроме того, с вхождением в 1972 г. Великобритании в состав Европейских сообществ, а затем и в Европейский союз правовая система включила в свой состав и нормы коммунитарного права, включая и нормы конституционного характера (например, такие нормы в отношении некоторых прав и свобод содержались в Договоре о ЕЭС 1957 г.). Английская правовая система знает и прецеденты необязательного характера, которые включают решения судов иных ветвей судебной власти, чем суды, рассматривающие конкретные дела, а также решения нижестоящих судов одной и той же ветви, учитываемые вышестоящими судами в своей практике, когда те заимствуют их правовой опыт. К собственно неписаной части относятся конституционные соглашения, нигде юридически не зафиксированные, но регулирующие, как правило, важнейшие вопросы государственной жизни. Эти соглашения, или система обычного права, рассматриваются в Великобритании как основа конституционного права. Обычаи представляют сложившиеся на практике правила, не пользующиеся судебной защитой. Они регулируют главным образом условия, связанные с Кабинетом министров и правительством в широком смысле этого понятия, отношения органов государственной власти между собой. Назовем некоторые из конституционных соглашений. 1. Акты парламента с юридической точки зрения издаются Короной, Палатой общин и Палатой лордов. Королева обладает правом отказать в санкции в отношении принятого парламентом закона. По конституционному соглашению Королева должна санкционировать такой акт, если против этого не возражает ее Правительство. 2. Королева назначает Премьер-министром лидера политической партии, которая обладает большинством мест в Палате общин. 3. Премьер-министр должен быть членом Палаты общин. 4. Правительство должно обладать доверием Палаты общин. Если такое доверие отсутствует при обсуждении основных вопросов политики, то правительство должно уйти в отставку или посоветовать Королеве распустить парламент. 5. Корона осуществляет свое право роспуска парламента по совету министров. 6. Министры Короны индивидуально и коллективно ответственны перед парламентом. 7. Министры могут быть членами и Палаты общин, и Палаты лордов. 8. Парламент должен быть созван по меньшей мере один раз в течение года. 9. Судьи не должны принимать активного участия в политической жизни. 10. Члены парламента не должны критиковать судебную власть*(2). Исторически конституционные соглашения имеют различное происхождение. Они возникают в силу обстоятельств в результате межпартийной борьбы; играет роль и медленная эволюция существующей практики, приспособление ее к меняющимся условиям. Никто не может заставить какое-либо лицо или учреждение соблюдать конституционный обычай, для этого нет какого-либо специального органа. Парламент - теоретический хранитель суверенитета - в любой момент может предложить новое правило, отменив или упразднив предыдущий обычай. Суверенитет парламента - фундаментальный принцип британского конституционного права - также является принципом обычного права. Он неоднократно признавался судами; в частности, в 1840 г. судом было подтверждено право парламента судить своих членов за нарушение своих прав и привилегий, в 1884 г. судом было подтверждено полное право парламента распоряжаться своими внутренними делами. Принцип парламентского верховенства означает: парламент "имеет, при английском государственном устройстве, право издавать и уничтожать всевозможные законы; нет ни одного лица, ни учреждения, за которым бы английский закон признавал право преступать или не исполнять законодательные акты парламента... Всякий парламентский акт (или часть его), создающий новый закон или же отменяющий или изменяющий существующий закон, должен быть исполняем всеми судами. Тот же самый принцип с отрицательной стороны может быть выражен так: никакое лицо, никакое собрание лиц при английской Конституции не имеют права издавать постановления, которые были бы не согласны с парламентскими актами, или, другими словами, пользовались бы судебной защитой вопреки парламентскому акту"*(3), как писал выдающийся английский государствовед А.В.Дайси. Статутное право носит фрагментарный характер; парламентских актов по конституционным вопросам насчитывается около четырех тысяч, и это число постоянно увеличивается. Некоторые акты парламента могут рассматриваться как чисто конституционные, целиком посвященные какому-либо вопросу конституционного регулирования. К ним, в частности, относятся несколько законов о составе, взаимоотношениях и полномочиях палат парламента (законы о парламенте 1911 и 1949 гг., Акт о пэрах 1963 г. и др.), законы об избирательном праве (многочисленные акты о народном представительстве, например 1949, 1969, 1974, 1983, 1985, 1989 гг. и т.д., постоянно нивелирующие институты избирательного права и избирательной системы) и др. О некоторых из них будет сказано ниже. Конституционные нормы содержатся и в законах, в которых регулирование подобных проблем является частью акта наравне с другими вопросами. Например, в Акте о министрах Короны 1975 г. наравне с вопросами конституционного характера содержится много положений, относящихся к административному праву. Конституционные нормы могут находиться и в актах делегированного законодательства. В отечественной и зарубежной литературе к конституционным относят и законы о правовом положении личности, прежде всего Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г. и конечно же Великую хартию вольностей 1215 г. Эти акты публикуются в сборниках конституционных материалов и представляются как действующее право. Историческое значение названных актов несомненно, принципы, в них закрепленные, продолжают действовать, но подавляющее большинство их норм, имеющих практическое, а не декларативное значение, отменено позднейшими актами парламента; нормы первоначальных актов приспособлены к реально изменившимся условиям. Так, нормы Хабеас корпус акта 1679 г. были отменены в разное время: ст. 3 - в 1863 г., ст. 1 - в 1966 г., а положения ст. 2 - в разное время с 1863 по 1976 г., и ни одна из норм этого закона в настоящее время не действует. Различные части Билля о правах 1689 г. отменялись с 1867 по 1948 г. Нормы названных актов были в модифицированном виде инкорпорированы в более поздние законы, например в ст. 10 Акта об уголовном праве 1967 г. и в Акт о судах 1974 г.*(4) Оригинальная система английского конституционного права в целом, безусловно, охватывает все стороны его регулирования, но каждый из входящих в это право компонентов - судебные решения, закон или какой-либо обычай - не претендует на роль общих принципов; все они, как правило, обязаны своим происхождением частным случаям, отдельным потребностям, вызвавшим необходимость в дополнении, приспособлении существующего порядка разрешения тех или иных вопросов к новым обстоятельствам. Названные источники Конституции, однако, постепенно эволюционируют: заметно ослабевает роль прецедентного права, казуистический партикуляризм которого препятствует созданию единообразных правовых норм. В то же время такие преимущества судебных прецедентов, как гибкость и эластичность, объясняют заинтересованность правящих кругов в сохранении "общего права". В последнее время заметно стало увеличиваться число источников статутного права. Несомненно, что британская Конституция по форме очень отличается от других зарубежных основных законов, хотя и не является абсолютно уникальной. Подобную же форму имеет Конституция Новой Зеландии. Основной закон Канады 1982 г. с изданием Акта о Канаде приобрел систематизированный характер, включив начиная с 1867 г. 25 актов, регулирующих как конституционные, так и неконституционные вопросы, и оставив за своими пределами некоторые нормы чисто конституционного характера (например, касающиеся избирательного права). Своеобразная форма британской Конституции влечет ряд последствий; прежде всего, входящие в нее компоненты исключают какой-либо особый порядок их принятия, изменения или отмены. Другими словами, Конституция относится к числу гибких, т.е. изменяемых с соблюдением обычной процедуры в парламенте или в условиях обычного судопроизводства. Следующая особенность - отсутствие органов полновесного конституционного контроля в традиционном его понимании, так как невозможно сопоставлять издаваемые акты, принимаемые судебные решения с уже существующими парламентскими законами и действующими судебными решениями, если эти законы и решения не обладают повышенной юридической силой. Тем более нельзя определить, соответствует ли издаваемый акт конституционным соглашениям, нигде юридически не зафиксированным. Отсутствие иерархии в актах, издаваемых парламентом, всеми признаваемый суверенитет парламента и точное следование судов букве закона - дополнительные аргументы о невозможности существования в Великобритании конституционной юстиции. Из характера Конституции вытекает и то, что труды ученых юристов признаются в качестве источника конституционного права, поскольку они содержат необходимые обобщения, анализ писаных и неписаных норм Конституции. Толкование законов, прецедентов и обычаев является не первичным, а производным источником права. Хотя мнения ученых не обладают силой закона, но при отсутствии других норм судьи обращаются к принципам, сформулированным в научных трудах. Будучи однажды принятыми высшими органами судебной власти, такие принципы начинают действовать. В качестве примера можно сослаться на широко известное дело Attome-General v. De Keyser Royal Hotel Ltd., рассмотренное Палатой лордов в 1920 г. Эта инстанция прямо восприняла предложенное А.В.Дайси определение королевской прерогативы. Труды таких британских ученых, как Дж.Локк (1632-1704), Э.Берк (1729-1797), У.Блэкстон (1723-1780), И.Бентам (1748-1832), А.В.Дайси (1835-1922), Дж.Ст.Милль (1806-1873), повлияли на развитие британской конституции. С приходом к власти Лейбористской партии в результате успешных для нее выборов в 1997 г. в Палату общин на первой же сессии парламента с мая 1997 г. по октябрь 1998 г. правительство Т.Блэра представило ряд законопроектов, оцениваемых в английской правовой литературе как революционные в конституционном праве. Принятые законы наметили заметное движение Великобритании в сторону континентальной концепции конституции. Прежде всего, речь идет о введении в английское право писаных норм о правах и свободах. Наиболее известным актом, в котором содержались права и свободы, был Акт о правах 1689 г.; в нем некоторые личные права и свободы закреплялись в негативном смысле, основным же содержанием этого документа было установление королевских прерогатив и разрешение проблем наследования трона. Главным же регулятором прав и свобод было общее право, хотя действовало достаточно много актов парламента, посвященных отдельным сторонам правового положения личности. В частности, арест и заключение под стражу регулировались Актом о полиции и доказательствах по уголовным делам 1984 г. (The Police and Criminel Evidence Act, 1984), а особенности применения ареста и оформления документов на него - Актом об уголовном судопроизводстве 1988 г. (The Criminal Justice Act, 1988). Освобождение под залог регулировалось отдельно (Акт об освобождении под залог 1976 г. - The Bail Act, 1976). Некоторые вопросы свободы печати составляли предмет Акта о диффамации 1952 г. (The Defamation Act, 1952), свободы собраний - Акта об общественном порядке 1986 г. (The Public Order Act, 1986), свободы ассоциаций - Акта об обществах 1985 г. (The Companies Act, 1985). Этот перечень можно было бы продолжить. Однако какого бы то ни было кодифицированного перечня не существовало, хотя Великобритания постепенно принимала некоторые ценности континентальной системы прав и свобод. Так, в 1950 г. она подписала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., в январе 1966 г. признала юрисдикцию Европейского суда по правам человека. В то же время в течение нескольких десятилетий Великобритания не включала нормы названной Конвенции 1950 г. в свой внутренний правопорядок, хотя решения Суда Европейских сообществ и нормы коммунитарного права стали его составной частью. Различные институты в стране предлагали решения, связанные с регулированием прав и свобод, но только в ноябре 1998 г. законопроект, предложенный лейбористским правительством, был одобрен парламентом, и тем самым партия выполнила свое предвыборное обещание включить во внутренний правопорядок нормы Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 1950 г. Акт о правах человека 1998 г. (Human Rights Act, 1998) инкорпорировал во внутреннее английское право ст. 2-12 и 14 названной Конвенции, а также ст. 1, 2 и 3 Первого дополнительного протокола и ст. 1 и 2 Шестого протокола к этой Конвенции, сделав оговорки к ст. 16 (т.е. в отношении ограничений на политическую деятельность иностранцев), ст. 17 (о запрещении злоупотреблений правами) и ст. 18 (о пределах использования ограничений в отношении прав) Конвенции 1950 г. Теперь в Великобритании признается (причем нормы носят писаный характер) право на жизнь, запрещаются пытки, рабство и принудительный труд, провозглашается право на свободу и личную неприкосновенность, на справедливое судебное разбирательство, на уважение частной и семейной жизни, на свободу мысли, совести и религии, на свободу выражения мнения, свободу собраний и объединений, право на вступление в брак и другие права и свободы, закрепленные в Конвенции 1950 г. Акт о правах человека 1998 г. установил и способы правовой защиты от злоупотреблений органами власти. Согласно ст. 6 и 7 этого закона любое лицо, ставшее жертвой нарушения своих прав и свобод, может обращаться в соответствующие (т.е. указанные в законодательстве) английские судебные органы за защитой в течение одного года. Правда, названная защита не распространяется на ассоциации. Кроме того, было разрешено обращаться за восстановлением прав, нарушенных решениями судов, которые, однако, только посягают на права, признаваемые Конвенцией. Британские конституционные институты подвергаются неспешной, но очевидной эволюции. Одно из ее направлений - ослабление аристократических институтов, до сих пор имеющихся в стране. Правда, изменения производятся лишь тогда, когда правящие круги желают достичь каких-либо политических результатов. Одним из обещаний Лейбористской партии перед выборами 1997 г. было и реформирование Палаты лордов - верхней Палаты парламента - одного из наиболее ярких пережитков средневековья с весьма странным составом ее членов. Точного времени образования Палаты лордов в английской правовой литературе не указывается. Известно лишь, что в XI, XII и XIII вв. при Короле созывались советы в качестве вспомогательного органа при Короле. Первоначально эти советы включали наиболее влиятельных баронов английского королевства и представителей Церкви, призванных давать советы Королю по поводу налогового обложения и при издании некоторых законов. Если бароны регулярно заседали в этой Палате, то они получали право передавать свое место после смерти своим наследникам; другими словами, постепенно Палата стала состоять из сыновей своих отцов, а не из вассалов Короля. В течение того же века Король стал приглашать в этот орган и некоторых буржуа и дворян. Их присутствие усиливало позиции Короля при увеличении налогового обложения населения. Советы при Короле были признаны "королевскими советами" в 1295 г. в качестве "трех сословий королевства"*(5). В XIV в. бароны и представители Церкви стали собираться отдельно от дворян и буржуа, образовав, таким образом, две Палаты парламента - Палату общин и Палату лордов. Формально Палаты были равноправны, но быстро утвердилось правило, вводившее в обязанность Палаты общин устанавливать налоговые поступления в государственную казну. Несмотря на это, Палата лордов оставалась могущественной частью парламента. Она отсутствовала только во время английской революции, когда она была упразднена (1649-1660 гг.). Более того, до избирательной реформы 1832 г. члены этой Палаты в значительной мере контролировали избрание Палаты общин, поскольку значительная часть избирательных округов была "нарезана" очень неравнозначно, некоторые из них имели всего лишь по несколько избирателей - эти округа назывались "гнилыми местечками". В этих условиях состав Палаты общин в значительной степени находился в руках земельной аристократии, которая подбирала кандидатов и контролировала выборы. Избирательные реформы 1832 г., 1867 г. и начала XX в. постепенно восстановили реальную власть Палаты общин, которая стала формироваться все более численно увеличивавшимся избирательным корпусом. Палата лордов, в которой доминировали консерваторы, постоянно противопоставляла себя выборной нижней Палате. Нередко случалось, что премьер-министрами становились члены верхней Палаты. Например, с 1837 по 1902 г. было шесть премьеров, выходцев из Палаты лордов. Усиление Палаты общин привело к тому, что с начала XX в. премьер-министрами могли стать только члены нижней, выборной Палаты; однако министрами лорды вполне могли назначаться. Так, в июле 1994 г. в составе консервативного правительства Дж.Мэйджора (р. 1943) был 21 пэр (в том числе 5 государственных министров, 8 их заместителей и др.). Палата лордов особенно усердствовала в своей борьбе с Палатой общин в конце XIX и начале XX в. Когда в 1909 г. она отвергла предложенный государственный бюджет, Правительство либералов провело через парламент закон, ограничивающий полномочия Палаты лордов (Акт о парламенте 1911 г.). Акт о парламенте 1949 г. еще более ограничил полномочия Палаты лордов (Акты приводятся на с. 22 и 25). С тех пор еще несколько актов конституционного значения коснулись верхней Палаты английского парламента. Акт о пожизненных пэрах 1958 г. позволял назначать Королю членов этой Палаты по предложению Правительства. Цель акта - стремление усилить Палату лордов, сделав ее более активной и в какой-то мере более легитимной. Акт о пэрах 1963 г. разрешал наследственным пэрам Несмотря на все реформы, политический состав Палаты лордов оставался крайне консервативным; в подавляющем своем большинстве лорды манкировали своими служебными обязанностями, не являясь на заседания Палаты; у лордов отсутствовал какой-либо интерес к общим проблемам государства и общества, хотя английские авторы признают их нередко конструктивное отношение к присылаемым из Палаты общин законопроектам: лорды наиболее часто предлагают поправки по частным вопросам, и особенно весьма тщательно рассматривают европейское законодательство, т.е. акты, поступающие из учреждений Европейского сообщества и Европейского союза. Об отношении Палаты лордов к Правительству, т.е., по сути дела, к партии, обладающей большинством мест в Палате общин, весьма красноречиво говорят следующие цифры: за 22 года нахождения у власти консерваторов (с 1970 по 1974 и с 1979 по 1997 г.) она выразила свое несогласие 275 раз, а за пять лет нахождения лейбористов у власти (с 1974 по 1979 г.) таких расхождений было 362*(6). Средние цифры весьма впечатляющи - 12,5 "несогласий" в год с консерваторами и 72,4 - с лейбористами. Лейбористы, придя к власти в 1997 г., вознамерились сделать из Палаты лордов более полезный политически и эффективный орган, чем он был раньше. На 1 января 1999 г. Палата лордов имела списочный состав в 1206 членов. Они включали светских лордов, в состав которых входили наследственные пэры и пэрессы (герцоги, маркизы, бароны, графы и виконты) в общем числе 788 человек, или 2/3 состава Палаты; пожизненные пэры (т.е. занимавшие свои должности в соответствии с Законом 1958 г.) - около 360 человек; лорды по апелляции, назначаемые пожизненно по предложению лорд-канцлера, численностью 11; кроме того, еще 11 ушедших на покой таких же "юридических" лордов могли заседать в Палате. Духовные лорды численностью 26 человек включали архиепископов Кентерберийского и Йоркского, а также 24 старших по возрасту епископов Англиканской церкви. Реформа (согласно высказываниям членов лейбористского Правительства, она представляет лишь ее первый этап) коснулась наследственных пэров; согласно ст. 1 Акта о Палате лордов 1999 г.: "Никто не может быть членом Палаты лордов на основании принципа наследования" (Акт приводится на с. 31). В результате из 788 наследственных пэров только 90 и два должностных лица - Обер-церемонимейстер, глава геральдической палаты (Earl Marchal), и Лорд обер-гофмейстер (лорд-камергер - Lord Great Chamberlain) - могут заседать в Палате. Они избираются (75 "обычных" пэров и 15 - занимающих различные должности) всеми наследственными пэрами: значительное большинство из них избраны среди консерваторов (42 + 9) и очень незначительное - из числа лейбористов (2 + 2), что отразило традиционное соотношение политических сил в Палате. Однако новое соотношение стало значительно менее благоприятным для консерваторов. Из общего числа 665 членов в Палате лордов сразу после реформы консерваторы обладали 232 местами (из них 180 - пожизненные пэры), лейбористы - 181 (пожизненные - 177), либерал-демократы - 54 (пожизненные - 49), беспартийные - 166 (пожизненные - 135). Полномочия Палаты лордов в результате реформы не изменились. По-прежнему Палата лордов - высшая судебная инстанция страны, она обладает законодательными полномочиями в качестве верхней Палаты парламента (ограничения в этой области закреплены в двух Актах о парламенте - 1911 и 1949 гг.). Теоретически Палата лордов является инстанцией, выносящей вердикт в порядке импичмента в отношении высших должностных лиц страны (первый случай импичмента имел место место в 1376 г. в отношении лорда Летимера, а последний по времени - в 1804 г. - в отношении виконта Мэлвилла за приписываемые ему злоупотребления в должности казначея морского флота). Как уже говорилось, названная реформа стала лишь первым этапом реформирования Палаты лордов. В результате второго этапа, который лейбористы планируют провести в течение 10 лет, прежняя Палата исчезнет, а ей на смену придет новая Палата (о ее названии еще не принято решение) из 600 депутатов. Из этого числа 120 депутатов должно избираться путем всеобщих выборов по партийным спискам, еще 120 - назначаться специальной независимой комиссией, остальные (т.е. 360 членов) будут назначаться лидерами политических партий пропорционально результатам выборов в Палату общин. Кроме того, в верхней Палате должно быть не менее 30% мужчин и не менее 30% женщин. У Палаты не будет права вето в отношении решений Палат общин. Очевидно, что если второй этап реформы произойдет, то верхняя Палата станет прибежищем "политических друзей" победившей на выборах партии и мало что будет иметь общего с демократическими принципами. К сказанному следует добавить, что с приходом к власти лейбористов в 1997 г. был прозондирован и вопрос о порядке формирования Палаты общин. Специально назначенная комиссия в декабре 1997 г. высказалась за введение избирательной системы, весьма похожей на систему избрания Бундестага ФРГ. Вопрос о замене мажоритарной избирательной системы относительного большинства не получил, однако, дальнейшего движения. Еще один аристократический пережиток в конституционном праве - институт монархии. До сих пор юридически королевские полномочия весьма велики, но в действительности они фиктивны. С XVIII в. полномочия монарха теоретически остаются неизменными. Монарх - составная часть парламента, глава исполнительной и судебной власти, глава Англиканской церкви и Церкви Шотландии, имеющей отдельный статус. В Великобритании термин "монарх" не совпадает с термином "Корона". Если первый обозначает личность и пост главы государства, то второй обозначает, во-первых, то же самое и, во-вторых, всю исполнительную власть в стране, включающую помимо монарха Премьер-министра и Кабинет министров, составляющих Правительство. Монарх - очевидный символ исполнительной власти. Формально последняя целиком принадлежит монарху. Правительство - это всего лишь "министры ее Величества". Теоретически монарх назначает Премьер-министра, руководит администрацией государства, дипломатией и вооруженными силами. Английский Король - глава Сообщества и некоторых иностранных государств (например, Канады - см. раздел о Конституции Канады). Являясь составной частью парламента, монарх санкционирует принятые последним законы, объявляет о созыве и роспуске Палаты общин, открывает и закрывает сессии парламента. На практике же эти права не могут быть реализованы монархом по собственной воле. Премьер-министр - лидер победившей на парламентских выборах партии, т.е. в основе его назначения лежит всеобщее голосование. В законодательной области с 1708 г. монарх ни разу не отказал в санкционировании закона. Роспуск Палаты общин ни в коем случае не может быть произведен без "совета" Премьер-министра. Фактически монарх стал выполнять символические функции, олицетворяя единство королевства, включающего Северную Ирландию и Великобританию (Англию, Шотландию и Уэльс), и историческую близость к народу (монарх является главой Англиканской церкви и Церкви Шотландии). Кроме того, царствующая Королева выполняет функцию национального и международного представительства страны, в некоторой мере облегчая соответствующие обязанности Премьер-министра. На практике самым значительным полномочием монарха является консультирование своих министров, и прежде всего Премьер-министра на регулярных встречах с Премьер-министром (по меньшей мере раз в неделю); монарх должен подписывать значительное число важнейших государственных актов. Многолетнее нахождение на престоле делает английского монарха весьма искушенным в политических делах. На практике премьер-министры всегда прислушиваются к голосу Королевы, хотя многое зависит от личности Премьер-министра. Например, М.Тэтчер (р. 1925) не была склонна выслушивать мнение Королевы, как, впрочем, и мнения членов своего Кабинета. Следующий Премьер-министр, Дж.Мэйджор (р. 1943), был более внимателен к советам Королевы. По сообщениям печати, и нынешний Премьер-министр Т.Блэр поступает так же. Ослабление аристократических институтов одновременно указывает на демократизацию британской политической системы. Названная тенденция проявляется прежде всего в постепенном расширении активного избирательного права. Если в 1867 г. в результате проведенной избирательной реформы только пятая часть населения получила право голоса, то в 1918 и 1928 гг. было провозглашено всеобщее избирательное право сначала для мужчин, затем для женщин. В 1970 г. возраст активного избирательного права был снижен до 18 лет. Эволюция коснулась и парламента, кажущегося олицетворением малоподвижности, консерватизма, хранителем средневековых традиций. Уже говорилось о реформе Палаты лордов. Парламент постоянно приспосабливается к меняющимся условиям. Это утверждение, в частности, относится к его внутренней структуре. В 1967 г. была введена должность парламентского комиссара по контролю за деятельностью администрации (разновидность омбудсмена), на которого возложены функции по рассмотрению жалоб на "плохое" управление, когда того требуют члены Палаты общин. Расследования касаются действий, предпринятых центральными органами управления страны, но не политических вопросов (юридически последние подконтрольны парламенту). В 1979 г. Палата общин провела значительную реформу своих комитетов. Почти все существовавшие комитеты были упразднены, за исключением нескольких (по привилегиям, юридической документации и др.), и было создано 12 новых комитетов, соответствующих основным направлениям деятельности министерств. На положение британского парламента влияют и международные реалии. Присоединение Великобритании к Европейским сообществам и к созданному в 1992 г. на основе Маастрихтского договора Европейскому союзу влечет прямое посягательство на дотоле нерушимый принцип суверенитета парламента. Регламенты, издаваемые Комиссией сообществ, включаются непосредственно в правовую систему государств-участников; нормы регламентов имеют преимущественную силу по отношению к соответствующим положениям национального права. Сам британский парламент, приняв Акт о Европейских сообществах 1972 г., согласился с тем, что все права, полномочия, обязательства и ограничения, создаваемые на основе учредительных договоров Сообществ, будут признаваться, действовать и использоваться в Соединенном Королевстве (п. 1 ст. 2), что любой законодательный акт, действующий или изданный в будущем, будет толковаться в связи с обязательствами Великобритании по названным учредительным договорам (п. 4 ст. 2), вопросы права Сообществ будут разрешаться Судом Сообществ и все английские суды будут уважать и учитывать решения названного Суда (ст. 3). Как известно, компетенция наднациональных органов Сообществ затрагивает экономические и социальные вопросы. Таким образом, в отношении компетенции, переданной в распоряжение Сообществ, британский парламент отныне не суверенен. Его суверенитет в этой области теперь может быть реализован только правом выхода из Сообществ и Евросоюза. В некоторой мере принцип суверенитета парламента колеблется и в связи с начавшейся практикой проведения общенациональных референдумов в Великобритании. В 1975 г. лейбористским Правительством было организовано пока единственное голосование на национальном уровне с целью получения возможности провести новые переговоры о присоединении Великобритании к Сообществу. Договор о присоединении был подписан консерватором Э.Хитом (р. 1916) и одобрен парламентом в том же 1972 г. Голосование показало, что каждые два избирателя из трех являлись сторонниками оставления Великобритании в составе Сообществ. Для британской Конституции в большей мере, чем для основных законов других зарубежных стран, свойствен значительный формализм. Действительно, многие нормы, институты, органы, возникшие очень давно, иногда несколько веков назад, официально продолжают действовать, не будучи отмененными. Формализм ведет к отрыву ряда существующих норм и институтов от реальной действительности. Наиболее ярко этот разрыв заметен в положении центральных органов государственной власти. Будучи конституционной монархией, Великобритания, как уже говорилось, формально управляется монархом с весьма обширными юридическими полномочиями. При монархе состоит Тайный совет, который, опять же по Конституции, помогает ему управлять страной. Все законодательные, исполнительные и судебные органы формально получают свою власть от монарха. Фактически же страной управляет Правительство, а точнее, Премьер-министр. Тайный совет существует и поныне, но монарх не является "хозяином" даже этого органа; его состав формируется помимо монаршей воли. Законодательная власть согласно британской Конституции принадлежит парламенту, состоящему из монарха, Палаты лордов и Палаты общин. Но формализм отчетливо виден и здесь. Родоначальник всех парламентов, британский парламент в целом (и Палата общин как важнейшая его часть) утратил свою прежнюю независимость в решении государственных дел; большинство его полномочий осуществляется под руководством Кабинета министров через механизм партийного контроля. Этому способствует и существующее в стране господство двухпартийной системы. Лишь одна из двух партий - Консервативная или Лейбористская - в настоящее время может обладать большинством мест в Палате общин; Правительство, контролирующее это большинство, фактически осуществляет полномочия парламента. Практически только Правительство обладает законодательной инициативой. И ни один законопроект, исходящий от депутатов, не может быть принят, если он не пользуется правительственной поддержкой. Принимаемое в широких масштабах делегированное законодательство, почти не подверженное парламентскому контролю, бессилие парламента в финансовой и бюджетной сфере, как и в сфере контроля за деятельностью Правительства, - все это говорит об упадке британского парламента. Правда, в последнее время в партийной структуре Великобритании наметились некоторые подвижки. Образованная в 1988 г. в результате объединения Либеральной и Социал-демократической Либерально-демократическая партия пытается разбить монополию двух главных партий на управление страной. Она занимает более левые позиции, чем Лейбористская партия, группируясь с диссидентами последней. На парламентских выборах в 1997 г. либерал-демократы получили 46 мест в Палате общин, собрав 16,8% голосов (5 242 894 избирателя), что при пропорциональной избирательной системе им обещало бы 110 мандатов. Неудивительно, что эта партия выступает именно за такую систему представительства в Палате общин, а также является сторонницей реформирования и других английских институтов (ратификация Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., замена Палаты лордов на выборный Сенат и образование региональных парламентов в исторических провинциях - Шотландии, Уэльсе и Англии для децентрализации управления страной). Структура органов центральной власти, которая, казалось бы, должна строиться на основе принципа разделения властей в четком его понимании, не до конца соблюдается британской Конституцией. Раздельное существование законодательной, исполнительной и судебной властей, которые должны действовать в качестве противовесов друг другу и члены которых должны принадлежать только к одной из "ветвей", не реализовано в этой стране. Функции некоторых органов и высших должностных лиц выполняются в различных "ветвях". Монарх является теоретическим главой и исполнительной, и судебной власти и в то же время, как уже говорилось, участвует в законодательной деятельности. Лорд-канцлер является членом Кабинета; он председательствует в Палате лордов, и, стало быть, он - второе после монарха должностное лицо в судебной области. Премьер-министр и министры должны быть членами парламента. К тому же парламент может поручать министрам издавать постановления по применению законов, т.е. в определенной мере предоставлять полномочия законодательного характера. Палата лордов одновременно является органом законодательной и судебной власти, поскольку она является высшим судебным органом страны. Уже говорилось о том, что одним из источников британской Конституции являются прецеденты, т.е. в нередких случаях судьи занимаются законодательной деятельностью. Хотя многие судебные решения содержат интерпретацию писаного права, но даже такой подход есть не что иное, как вторжение в законодательную сферу. Великобритания, будучи по территориальному устройству унитарным государством, является многонациональной страной. Унитарное государство Великобритания сложилось в XVI-XVII вв. в результате присоединения "кельтских" территорий; в правовом отношении очередное присоединение оформлялось как "уния" (Акт о соединении с Шотландией 1707 г., Акты об Уэльсе 1536 и 1542 гг., Акт об унии с Ирландией 1901 г.). Несмотря на попытки в течение нескольких веков подавить национальное движение, расколоть его, на проводившиеся активные меры по ассимиляции в языковой, культурной и других областях, до настоящего времени в Великобритании сохранились существенные национальные различия во многих сферах общественных отношений. Эти проблемы всегда существовали, и реформы, направленные на предоставление самостоятельности путем передачи власти высшими органами страны органам в Шотландии, Уэльсе и Ирландии (так называемая деволюция), в прошлом неоднократно обсуждались и получили значительное развитие с приходом к власти в 1997 г. лейбористского Правительства. В настоящее время в государственном управлении этими территориями обнаруживаются значительные элементы автономии, особенно в Шотландии. Для каждой из них установлена специальная квота мест в Палате общин (в конце 90-х гг. в Палате общин замещалось 659 мест, из которых 529 предназначались для Англии, 72 - для Шотландии, 40 - для Уэльса и 18 - для Северной Ирландии), на центральном уровне определена система исполнительных органов, призванных учитывать их специфику, созданы специальные комитеты в парламенте. В 1967 г. был принят закон об уравнении в правах валлийского языка с английским. Со времени вхождения в состав Великобритании Шотландия обладает правом на собственную организацию в трех весьма важных областях: на собственную судебную систему, на собственную Церковь и на организацию государственного образования. Главой шотландской Церкви также является английский монарх (по своим воззрениям она скорее кальвинистская, а Англиканская церковь - скорее лютеранская). Таким образом, когда английский монарх пересекает границу Англии и Шотландии, то он меняет свое вероисповедание. С приходом к власти лейбористов в 1997 г. было принято несколько актов, значительно расширяющих автономию исторических провинций. Акт о Шотландии 1998 г. предоставил ей очень широкие полномочия, почти субъекта федеративного государства. В Шотландии образован однопалатный парламент из 129 членов (из них 72 избираемых в Шотландии и заседающих в общеанглийской Палате общин). Остальные члены избираются на 4 года по пропорциональной системе в 8 избирательных округах. Парламент законодательствует в достаточно значительных областях. В акте его полномочия оговорены главным образом в негативном значении. Так, шотландский парламент не может принимать законы в некоторых сферах: изменять акты, имеющие для Шотландии конституционное значение, - Акт о соединении с Шотландией 1707 г., Акт о Европейских сообществах 1972 г., Акт о правах человека 1998 г., некоторые акты общенационального значения, касающиеся социального обеспечения и социальных пособий, промышленных зон; он должен принимать законы только для самой Шотландии; ему запрещено законодательствовать в сферах, резервируемых за общеанглийским парламентом. Шотландское Правительство образуется из членов парламента, оно несет ответственность перед последним. Структура исполнительной власти сильно похожа на структуру центрального Правительства. Акт об управлении Уэльсом 1998 г. образовал в провинции Национальное собрание из 60 членов, из которых 40 - члены общеанглийского парламента, избираемые в Уэльсе по униноминальной мажоритарной системе, а 20 - члены, избираемые по пропорциональной системе в 5 округах, по которым проходят выборы в Европейский парламент. Собрание не получило собственных законодательных полномочий, а имеет только те, которые ему предоставляет министр по делам Уэльса, т.е. в областях, предоставленных самому министру. Приложение к Акту содержит 18 различных областей для первой передачи, но министру предоставлено право самому выбирать из этого перечня передаваемые сферы регулирования. Еще одно приложение к акту говорит об возможных передаваемых областях (например, в области культуры). Однако английское Правительство отвергло возможность Собрания принимать решения в области налогообложения, лишив таким образом этот орган реальных средств управлять в передаваемых ограниченных областях. Кроме того, Собранию предоставлены консультативные полномочия и право организации референдумов в провинции. Исполнительная власть отдана в руки первого секретаря и других секретарей, назначаемых Собранием из числа своих членов. Первый секретарь является председателем исполнительного комитета Собрания. Ирландия была составной частью Великобритании. В результате национально-освободительного движения на всем острове в начале XX в. Ирландии удалось освободиться от колониальной зависимости. Однако в 1921 г. Великобритания отторгла от Ирландии шесть северных графств (Ольстер), которые остались в ее составе, образовав Северную Ирландию. Между 1921 и 1973 г. она имела свой собственный парламент. Однако гражданская война в провинции побудила английское Правительство ликвидировать самоуправление в провинции и ввести прямое управление из Лондона. Соглашение, достигнутое в 1998 г. между католиками и юнионистами (т.е. между представителями католического и протестантского населения) и английским Правительством, позволило принять Акт о Северной Ирландии 2000 г. и учредить новую конституционную систему, заменяющую систему, действовавшую на основании Акта об Ирландии 1920 г. Было образовано североирландское Собрание из 108 членов, избираемых на 4 года по пропорциональной системе. Премьер-министр избирается большинством членов Собрания, которое должно включать большинство голосов представителей юнионистов и большинство - националистов (т.е. представителей католиков). Премьером становится представитель юнионистов, а его заместитель должен представлять другую партию - националистов. Министры - также члены Собрания; посты в Правительстве распределяются в пропорции, отражающей соотношение двух партий в этом органе. Руководство комитетами в Собрании построено на этой же основе, т.е. исходя из пропорциональной численности мест. Функции Собрания соответствуют функциям министра центрального Правительства, ответственного за дела в Северной Ирландии. Приложение к Акту указывает 22 области, исключаемых из ведения Собрания. В некоторых сферах Собрание может принимать решения только с предварительного одобрения британского министра по делам Северной Ирландии. К названным реформам в области регионального управления следует добавить и возврат самоуправления Лондону. При правлении консерваторов в 1986 г. был упразднен Совет Большого Лондона и столица управлялась напрямую английским Правительством. Акт о полномочиях Большого Лондона 1999 г. образовал его Совет из 25 членов, избираемых пропорциональными выборами. Мэр Лондона также стал избираться путем прямых выборов. Подытоживая сказанное, можно заключить, что Великобритания в результате названных реформ преобразовалась в регионализированное унитарное государство, части которого стали обладать неодинаковыми полномочиями. Архаичность действующей британской Конституции в настоящее время признается многими учеными и политиками. В последние десятилетия стали появляться проекты Основного закона для Великобритании, построенные на традиционных принципах, принятых в континентальной Европе. Важным фактором, стимулирующим данный процесс, стало развитие европейской интеграции, вхождение Великобритании в Европейский союз и Европейское сообщество, что требует четкого и унифицированного законодательства, в том числе и конституционного. Заметное увеличение в последнее время числа писаных актов, регулирующих различные стороны государственной жизни, говорит о постепенном приближении английской правовой системы к континентальной.Конституционные акты Великобритании
(текст приводится по сборнику "Конституции зарубежных государств: Учебное пособие/Сост. проф. В.В.Маклаков. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2003") Акт о соединении с Шотландией 1707 г. Акт о парламенте 1911 г Акт о парламенте 1949 г. Акт о пожизненных пэрах 1958 г. Акт о пэрах 1963 г. Акт о Европейских сообществах 1972 г. Акт о Палате общин (управление делами) 1978 г. Акт о Палате лордов 1999 г. Акт о соединении с Шотландией 1707 г.*(7)(извлечение)
Всемилостивейшая государыня.
Принимая во внимание, что условия о соединении были согласованы двадцать второго июля в пятый год*(8) правления Вашего Величества уполномоченными, назначенными от имени королевства Англии за большой Вашего Величества печатью Англии от 10 апреля прошлого года в Вестминстере, во исполнение акта парламента, изданного в Англии в третий год правления Вашего Величества, и уполномоченными, назначенными от имени королевства Шотландии, за большой Вашего Величества печатью Шотландии от 27 февраля в четвертый год правления Вашего Величества, во исполнение четвертого акта третьей сессии ныне существующего парламента Шотландии, для ведения переговоров о соединении указанных выше королевств и принимая во внимание акт, изданный шотландским парламентом в Эдинбурге 6 января в пятый год правления Вашего Величества, в котором сказано, что сословия парламента, обсудив означенные выше условия о соединении двух королевств, приняли и одобрили эти условия о соединении с некоторыми добавлениями и пояснениями и что Ваше Величество с совета и согласия сословий парламента для установления протестантской религии и пресвитерианского церковного управления в королевстве Шотландия издало в ту же сессию парламента акт, озаглавленный "Акт об обеспечении протестантской религии и пресвитерианского церковного управления", который по его содержанию был предназначен для включения во всякий акт, утверждающий договор (т.е. договор между Англией и Шотландией. - В.М.), и прямо объявлен основным и необходимым условием указанным выше актом шотландского парламента, является таким:
Статья I. Что оба королевства Англии и Шотландии в первый день мая тысяча семьсот седьмого года и навсегда после этого будут соединены в одно королевство под наименованием Великобритании и что военное знамя названного Соединенного Королевства будет таково, как укажет Ее Величество, и кресты Святого Георгия*(9) и Святого Андрея*(10) будут соединены таким образом, как это Ее Величество найдет подходящим, и будут употребляться на всех флагах, стягах, штандартах и знаменах как на море, так и на суше.
Статья II. Что престол Соединенного Королевства Великобритании и доминионов переходит после смерти Королевы Анны, в случае отсутствия у нее потомства, к принцессе Софии, избирательнице и вдовствующей герцогине Ганновера, и ее потомству протестантского вероисповедания, право на престолонаследие которой установлено Актом об устроении от 12 июня 1701 года, с исключением католиков и лиц, вступивших с ними в брак...
Статья III. Что Соединенное Королевство Великобритании должно представляться одним и тем же парламентом, носящим название парламента Великобритании.
"..."
Статья XVIII. Что законы, относящиеся к регулированию торговли, пошлин и тех акцизов, которые в силу настоящего договора подлежат применению в Шотландии, должны быть в Шотландии, начиная с соединения и после него, те же самые, что и в Англии; все остальные законы, действующие в пределах королевства Шотландии, должны после соединения и несмотря на него оставаться в той же силе, как и ранее (за исключением тех, которые противоречат настоящему договору или несовместимы с ним), но могут быть изменены парламентом Великобритании с тем различием между законами, относящимися к публичным правам, политике и гражданскому управлению, и теми, которые относятся к частным правам, что законы, относящиеся к публичным правам, политике и гражданскому управлению, могут быть установлены одни и те же во всем Соединенном Королевстве, но в законы, относящиеся к частным правам, не могут быть внесены изменения, за исключением случаев очевидной пользы для подданных в Шотландии.
Статья ХIХ. Что суд сессии или коллегия юстиции остается после соединения и несмотря на него на все последующее время в пределах Шотландии в том виде, в каком он в настоящее время установлен законами этого королевства... и что все низшие суды в указанных границах остаются подчиненными, как это существует в настоящее время, высшим судам юстиции в Шотландии на все последующее время; никакие дела, возникшие в Шотландии, не должны рассматриваться судами канцлера, королевской скамьи, общих тяжб или каким-либо другим судом в Вестминстере...*(11)
"..."
Статья ХХII. Что в силу настоящего договора шестнадцать пэров Шотландии, состоящих ими во время соединения, будут в этом числе заседать и голосовать в Палате лордов, а представители Шотландии в числе сорока пяти человек - в Палате общин парламента Великобритании... (Порядок избрания этих представителей подлежит установлению настоящей сессией шотландского парламента и будет иметь такую же силу, как если бы он составлял часть настоящего договора).
"..."
Статья XXV. Что все законы и статуты в королевстве в той мере, в какой они противоречат или являются несовместимыми с условиями настоящих статей или с условием какой-либо из них, со времени соединения и после него прекращают действовать, теряют юридическую силу и будут объявлены таковыми соответствующими парламентами названных королевств.
Указанные условия о соединении будут к тому же ратифицированы и одобрены упомянутым актом парламента об отношениях с Шотландией, как это может потребоваться...
II. И содержание указанного выше акта об обеспечении протестантской религии и пресвитерианского церковного управления в пределах королевства Шотландии следующее...
...И далее Ее Величество с указанного выше совета прямо объявляет и постановляет, что ни один из подданных этого королевства не будет привлечен к ответственности, но все и каждый из них навсегда свободны от какой-либо клятвы, присяги или подписки в пределах этого королевства, противоречащих или не соответствующих названной выше истинной протестантской религии и пресвитерианскому церковному управлению, религии и благочинию, как они выше были установлены; и что перечисленное выше никогда не может быть возложено или потребовано в пределах границ этих церквей и государства от подданных в каком-либо виде; и наконец, что после смерти царствующего в настоящее время Ее Величества (да сохранит ее Бог на долгое время) государь, наследующий ей на королевском престоле королевства Великобритании, должен на все последующее время при его или ее восшествии на престол дать клятву и письменное обязательство, что он будет ненарушимо поддерживать и охранять изложенное выше установление истинной протестантской религии и порядок управления, богослужения, благочиния, правами и привилегиями этой Церкви, как ранее постановлено законами этого королевства во исполнение представления о правах.
"..."
IV. Да будет поэтому угодно Вашему Превосходнейшему Величеству, чтобы изложенное выше имело силу закона; и постановлено Ее Превосходнейшим Величеством Королевой, по совету и с согласия лордов духовных и светских и общин, заседающих в ныне существующем парламенте, и их властью, что все и каждый из означенных пунктов о соединении, как они приняты и одобрены указанным выше актом парламента Шотландии, как сказано ранее, и в настоящем акте выше особо упомянуты и помещены, а равно и означенный акт парламента Шотландии об установлении протестантской религии и пресвитерианского церковного управления... и каждое положение, статья, предмет, содержащиеся в означенных пунктах и акте, настоящим и впредь утверждаются, одобряются и принимаются...
Акт о парламенте 1911 г.
Акт о парламенте для определения отношений между полномочиями Палаты лордов и Палаты общин и для ограничения срока полномочий парламента*(12)
Так как необходимо принять меры для урегулирования отношений между двумя Палатами парламента;
Так как, далее, имеется намерение заменить Палату лордов, какая существует в настоящее время, иной Палатой, основанной на начале народного представительства и не наследственной более, но такая замена не может быть осуществлена немедленно;
И так как, если парламент должен будет впоследствии в законодательной мере, осуществляющей подобную замену, установить правила касательно ограничения и определения прав новой второй Палаты, то и теперь представляется важным предписать, как это делается настоящим актом, ограничения существующих полномочий Палаты лордов,
То в соответствии с сим Превосходнейшим Величеством Королем с совета и согласия духовных и светских лордов и общин, собранных в настоящем парламенте, и властью их же утверждается нижеследующее:
Статья 1. Полномочия Палаты лордов в отношении финансовых биллей.
(1) Если финансовый закон, принятый Палатой общин и отосланный в Палату лордов по меньшей мере за месяц до окончания сессии, не будет принят без поправок Палатой лордов в течение месяца после указанной отсылки, то этот закон, если не последует иного решения Палаты общин, будет представлен Его Величеству и с изъявлением королевского одобрения станет Актом парламента, хотя Палата лордов его и не приняла.
(2) Финансовым законом называется всякий закон, который, по мнению спикера Палаты общин, содержит только постановления, касающиеся всех или какого-либо из следующих предметов, а именно:
установления, отмены, сбавки, изменения или регулирования обложений; назначения платежей из консолидированного фонда, государственного ссудного фонда*(13) или сумм, отпущенных парламентом на оплату публичного долга или на какую-либо другую финансовую цель; изменения или отмены подобных назначений; открытия кредитов, образования запасного фонда; предназначения, получения, хранения, выдачи или проверки счетов, относящихся к публичным финансам; заключения, гарантии, погашения займа; второстепенных вопросов, связанных с вышеперечисленными или с одним из них.
В этом параграфе термины "обложение", "публичные финансы" и "заем" не означают соответственно обложения, публичных финансов и займов, устанавливаемых местными властями и учреждениями для местных целей.
(3) К каждому финансовому закону при отсылке его в Палату лордов и при представлении его на одобрение Его Величества будет прилагаться свидетельство за подписью спикера Палаты общин, удостоверяющее, что это именно финансовый закон. Прежде чем выдать это свидетельство, спикер, если возможно, советуется с двумя членами Палаты, которых комитет по избраниям указывает в начале каждой сессии в списке председателей комитетов (Палаты).
Статья 2*(14). Ограничения полномочий Палаты лордов в отношении биллей нефинансового характера.
(1) Если публичный закон (не являющийся финансовым законом и не увеличивающий срока полномочий парламента за пределы пяти лет) будет вотирован Палатой общин в трех последовательных сессиях (безразлично, той же легислатуры или иной) и, отосланный в Палату лордов каждый раз по меньшей мере за месяц до окончания сессии, будет этой Палатой отвергнут в каждой из этих трех сессий, то этот закон, как только он будет отвергнут в третий раз Палатой лордов и если не последует иного решения Палаты общин, будет представлен Его Величеству и, раз будет изъявлено королевское одобрение, станет Актом парламента, несмотря на отсутствие согласия Палаты лордов. Однако для применения этого постановления должно пройти два года между датой второго чтения упомянутого закона в первой из сказанных сессий Палаты общин и датой его принятия той же Палатой в третьей из этих сессий.
(2) Ко всякому закону, представляемому во исполнение предписаний настоящей статьи на одобрение Его Величества, должно быть приложено свидетельство, выданное и подписанное спикером Палаты общин, удостоверяющее, что предписания упомянутой статьи были надлежащим образом соблюдены.
(3) Будет считаться отвергнутым Палатой лордов закон, который не будет принят ею без поправок или же только с теми поправками, которые принимают обе Палаты.
(4) Будет считаться тем же законом, что и предшествующий, посланный в Палату лордов в предыдущую сессию, такой закон, который в момент отправления в Палату лордов тождествен с упомянутым предшествующим законом или содержит только изменения, необходимость которых ввиду истекшего времени со дня отправления закона удостоверена спикером Палаты общин, либо поправки, которые, по свидетельству того же спикера, внесены в предшествующий закон Палатой лордов в предыдущую сессию. Все поправки, которые, по свидетельству спикера, были сделаны Палатой лордов в третьей сессии и приняты Палатой общин, будут включены в закон при его представлении на королевское одобрение согласно настоящей статье.
Тем не менее Палата общин может, если найдет нужным в момент прохождения такого закона во второй и третьей сессиях, предложить дополнительные поправки, не включая их в закон. Предложенные таким образом поправки должны быть рассмотрены Палатой лордов и если будут ею приняты, то будут считаться поправками, вотированными Палатой лордов и принятыми Палатой общин. Но использование этого правила Палатой общин ни в чем не ограничивает действия настоящей статьи, если бы закон был отвергнут Палатой лордов.
Статья 3. Свидетельство спикера. Всякое свидетельство, выданное спикером Палаты общин в силу настоящего Акта, окончательно во всех отношениях и не может быть оспариваемо ни перед каким судом.
Статья 4*(15). Формула обнародования.
(1) Во всяком законе, представленном Его Величеству, в силу предыдущих постановлений настоящего акта формула обнародования будет следующей: Превосходнейшим Величеством Королем с совета и согласия общин, собранных в настоящем парламенте в соответствии с постановлениями Акта о парламенте 1911 г. и в силу этого Акта, утверждается и обнародуется нижеследующее:
(2) Всякое изменение какого-либо закона, необходимое для применения этой статьи, не составляет поправки к указанному закону.
Статья 5. Исключение биллей, подтверждающих временные постановления. В настоящем Акте выражение "публичный закон" не относится к законам, содержащим подтверждение временного постановления.
Статья 6. Подтверждение существующих прав и привилегий Палаты общин. Настоящий Акт ни в чем не сокращает и не ограничивает существующих прав и привилегий Палаты общин.
Статья 7. Срок полномочий. Максимальный срок полномочий парламента будет пять лет, а не семь, как это определено Законом о семилетней легислатуре 1715 г.
Статья 8. Краткое наименование. Настоящий акт может цитироваться как Акт о парламенте 1911 г.
Акт о парламенте 1949 г.*(16)
Акт, изменяющий Акт о парламенте 1911 г.
(16 декабря 1949 г.)Да будет постановлено Его Превосходнейшим Величеством Королем по совету и с согласия общин, собранных в настоящем парламенте, в соответствии с положениями Акта о парламенте 1911 г. и властью последнего утверждается нижеследующее:
1. Замена указанием о двух сессиях и одном годе указания соответственно о трех сессиях и двух годах. Акт о парламенте 1911 г. будет иметь силу и будет считаться действующим с начала сессии, на которой получил начало проект настоящего закона (но не сам закон), с тем что:
а) в пунктах 1 и 4 статьи 2 слова "в трех последовательных сессиях", "в третий раз", "в третьей сессии" и "во второй и третьей сессиях" соответственно заменяются словами: "в двух последовательных сессиях", "во второй раз", "во второй из этих сессий", "во второй сессии" и "во вторую сессию" и
b) в пункте 1 указанной статьи 2 слова "два года" заменяются словами "один год".
При условии, что если какой-либо проект закона вторично отклонен Палатой лордов до объявления о королевском утверждении проекта настоящего закона, независимо от того, имело ли место отклонение на той же сессии, на которой было объявлено о королевском утверждении проекта настоящего закона, или на одной из предыдущих сессий, указание названной статьи 2 о представлении проекта какого-либо закона Его Величеству после вторичного отклонения такого проекта Палатой лордов будет иметь силу в отношении этого отклоненного проекта согласно требованию, чтобы он был представлен Его Величеству, как только будет объявлено о королевском утверждении проекта настоящего закона; и хотя бы такое отклонение имело место на одной из предыдущих сессий, о королевском утверждении отклоненного проекта может быть объявлено на той сессии, на которой было объявлено о королевском утверждении настоящего закона.
2. Общее краткое наименование Актов о парламенте 1911 и 1949 гг. и цитирование.
1) Настоящий Акт может именоваться как Акт о парламенте 1949 г.
2) Настоящий Акт и Акт о парламенте 1911 г. должны толковаться как один закон, и ссылки на них могут делаться совместно, как на Акты о парламенте 1911 и 1949 гг., в соответствии с чем параграф 1 статьи 4 Акта о парламенте 1911 г. (который точно определяет условие введения закона в силу, подлежащее включению в проект закона, представленного Его Величеству согласно настоящему закону) будет действовать с заменой слов "Акт о парламенте 1911 г." словами "Акты о парламенте 1911 и 1949 гг.".
Акт о пожизненных пэрах 1958 г.
Акт, уполномочивающий предоставлять титул пожизненного пэра с правом заседать и голосовать в Палате лордов
(30 апреля 1958 г.)*(17)Да будет постановлено Ее Превосходнейшим Величеством Королевой по совету и с согласия лордов, духовных и светских, и общин, собравшихся в настоящем парламенте, и властью последнего нижеследующее:
1. Полномочие предоставлять пожизненное пэрство с правом заседать и голосовать в Палате лордов.
(1) Не затрагивая право Ее Величества назначать лордов по апелляции, Ее Величество будет иметь полномочие жаловать путем выдачи жалованной грамоты любому лицу звания пожизненного пэра с предоставлением прав, указанных в параграфе 2 настоящей статьи.
(2) Звание пэра, пожалованное на основании настоящей статьи, в течение жизни лица, которому это звание было пожаловано, предоставляет следующие права:
а) право иметь баронский титул в соответствии с условиями, указанными в жалованной грамоте;
b) с соблюдением норм параграфа 4 право получать приказ о посещении Палаты лордов, заседать и голосовать в ней, и это право прекращается со смертью лица.
(3) На основании настоящей статьи пожизненное пэрство может быть пожаловано лицам женского пола.
(4) Ничто в настоящей статье не дает права какому-либо лицу получать приказ о посещении Палаты лордов, заседать и голосовать в ней, если в какое-либо время это лицо было признано неправоспособным на основании закона.
2. Краткое наименование. Настоящий Акт может цитироваться как Акт о пожизненных пэрах 1958 г.
Акт о пэрах 1963 г.*(18)
(извлечение)1. Отказ от наследственного звания пэра.
(1) В соответствии с нижеследующими положениями этой статьи лицо, которое после вступления в силу настоящего Акта наследовало звание пэра в пэрствах Англии, Шотландии, Великобритании или Соединенного Королевства, может путем подачи заявления об отказе лорду-канцлеру в течение времени, указанного в этом Акте, пожизненно отречься от этого звания.
(2) Заявление об отречении от звания пэра должно быть направлено в соответствии с настоящей статьей в течение двенадцати месяцев, считая со дня, когда лицо, отказывающееся от звания пэра, наследовало его, а в случае наследования им звания до 21 года, то считая со дня, когда оно достигнет этого возраста; никакое подобное заявление в отношении звания пэра не может направляться в официальном порядке обратившимся за получением королевского рескрипта о посещении Палаты лордов на основании своего пэрства.
(3) Упомянутые положения данной статьи будут применяться к лицу, которое наследовало звание пэра до вступления в силу настоящего Акта, так же как к лицу, наследовавшему звание пэра после вступления в силу Акта, но со следующими особенностями:
а) время, в течение которого заявление об отказе может направляться таким лицом, устанавливается в двенадцать месяцев, считая со времени вступления в силу настоящего Акта, или, если оно имеет возраст менее 21 года, в течение двенадцати месяцев, считая со дня достижения им этого возраста, и
b) заявление об отказе может направляться таким лицом несмотря на то, что оно обратилось до вступления в силу этого Акта за получением королевского рескрипта о посещении Палаты лордов.
2. Отказ членов Палаты общин и кандидатов в эту Палату.
(1) Когда лицо, наследующее титул пэра, к которому применяется первая статья настоящего Акта, является членом Палаты общин, то заявление об отречении от звания пэра должно быть направлено им в соответствии с указанной статьей в течение месячного срока, считая со дня наследования, и не позже; до истечения этого срока оно не будет из-за обладания званием пэра лишено членства в Палате общин независимо от того, направило ли оно заявление об отказе.
Устанавливается, что:
а) лицо, которому предоставляется льгота в отношении лишения членства в Палате общин на основании только этого параграфа, не будет участвовать в заседаниях или голосовать в этой Палате до тех пор, пока ему предоставляется эта льгота;
b) если такое лицо обращается за выдачей королевского рескрипта о посещении Палаты лордов на основании имеющегося у него звания пэра, о котором идет речь, настоящий параграф перестает применяться к нему.
3. Последствия отказа.
(1) Отказ от титула пэра лицом в соответствии с положениями настоящего Акта будет окончательным и влечет со дня вручения заявления об отказе:
а) отказ этого лица (а если он женат, то и его жены) от всех прав или выгод, порождаемых титулом пэра, и всех титулов, прав, должностей, привилегий и приоритетов, к нему относящихся, и
b) освобождение от всех обязательств и ограничений (включая лишение права быть членом Палаты общин и права выбирать в эту Палату), порождаемых обладанием титула пэра,
но не ускоряет наследование этого звания пэра, а также не влияет на переход титула к другому лицу в случае смерти этого лица.
(3) Отказ от звания пэра в соответствии с положениями настоящего Акта не затрагивает каких-либо прав, выгод или правомочий (возникших до или после отказа) лица, которое отказывается от звания пэра, или какого-либо другого лица по отношению к собственности или праву собственности, переходящих со званием пэра...
"..."
6. Звание пэрессы по собственному праву. Женщина, обладающая званием пэра в пэрствах Англии, Шотландии, Великобритании или Соединенного Королевства, будет (в каких бы выражениях жалованной грамоты это звание пэра ни указывалось) иметь то же право получать королевский рескрипт о явке на заседание Палаты лордов, участвовать в заседаниях и голосовать в этой Палате, и она подпадает под те же ограничения в отношении членства в Палате общин и в отношении избрания в эту Палату, что и мужчины, обладающие званием пэра.
Акт о Европейских сообществах 1972 г.*(19)
(извлечение)1. Краткое название и интерпретация.
(1) Настоящий Акт может цитироваться как Акт о Европейских сообществах 1972 г.
(2) В настоящем Акте и, за исключением случаев, когда по смыслу имеется в виду иное, в каком-либо Акте (включая Акт о парламенте Северной Ирландии)
"Сообщества" означают Европейское экономическое сообщество, Европейское объединение угля и стали и Европейское агентство по атомной энергии;
"Договоры" или "Договоры о Сообществе" означают в соответствии с нижерасположенной подсекцией
(3) ранее заключенные договоры, т.е. договоры, которые указаны в Части 1 Приложения 1 настоящего Акта, включая
(а) договор о вступлении Соединенного Королевства в Европейское экономическое сообщество и Европейское агентство по атомной энергии, подписанный в Брюсселе 22 января 1972 г., и
(b) решение от этой же даты Совета Европейских сообществ о вступлении Соединенного Королевства в Европейское объединение угля и стали; и любой другой договор заключенный каким-либо Сообществом с каким-либо государством или независимо от какого-либо государства-члена, или договор, заключенный в качестве вспомогательного к каким-либо договорам Соединенным Королевством, и какое-либо выражение, содержащееся в Приложении 1 настоящего Договора, будет в нем означать указанное.
"..."
2. Общая имплементация Договоров.
(1) Все права, полномочия, обязанности, обязательства и ограничения, время от времени возникающие или появляющееся в соответствии или на основании Договоров, и все средства и процедуры, время от времени предусматриваемые в соответствии или на основании Договоров, которые в соответствии с Договорами в дальнейшем будут введены в силу с тем, чтобы придать им правовую силу, или которые будут использоваться в Соединенном Королевстве, будут признаваться и действовать по закону и будут проводиться в жизнь, учитываться и соответственно соблюдаться; и выражение "осуществляемое право Сообщества" и подобные выражения будут толковаться как относящиеся к одной из этих подсекций.
"..."
3. Решения и судебные последствия Договоров и правовых документов Сообществ и т.д.
(1) Для целей всех правовых процессуальных действий по какому-либо вопросу в отношении значения или действия какого-либо из Договоров или в отношении юридической силы, значения или действия какого-либо правового документа Сообщества они должны рассматриваться в качестве правовых норм (и если не направлены в Европейский суд, то таковые устанавливаются в соответствии с принципами какого-либо вынесенного и относящегося к делу решения Европейского суда).
(2) Осведомленность судей должна проистекать из Договоров, из Официального органа Сообществ (the Official Journal of the Communities) и из какого-либо решения или мнения, выраженного Европейским судом по какому-либо относящемуся к делу вопросу; и Официальный орган должен считаться как приемлемое доказательство существования какого-либо документа или иного акта, изданного Сообществами или каким-либо институтом Сообщества.
"..."
Акт о Палате общин (управление делами) 1978 г.*(20)
Акт, содержащий дополнительные постановления об управлении Палатой общин(20 июля 1978 г.)
(извлечение)
1. Комитет Палаты общин.
(1) Палатой общин будут назначаться члены Комитета для выполнения функций, указанных настоящим Актом.
(2) Комитет будет состоять из:
а) спикера;
b) лидера Палаты общин;
с) члена Палаты общин, назначаемого лидером оппозиции;
d) трех других членов Палаты общин, назначаемых этой Палатой не из числа лиц, являющихся министрами Короны.
(3) Как только это будет возможно после окончания 1978-1979-го и каждого последующего финансового года, Комитет будет подготавливать и представлять Палате общин отчет об исполнении своих функций в течение этого года; этот отчет подлежит опубликованию.
(4) В этой статье выражение:
"лидер Палаты общин" означает "министр Короны, к данному моменту назначенный в качестве Премьер-министра";
"лидер оппозиции" означает лицо, которое является лидером оппозиции в Палате общин в смысле слова, употребляемого в статье 2 Акта о жаловании министрам и другим лицам 1975 г.*(21)...
2. Функции Комитета.
(1) Комитет будет назначать весь персонал служб Палаты и будет устанавливать их численность, их вознаграждение и иные условия и статус их службы.
(2) Комитет будет следить за тем, чтобы комплектование, классификация и оплата персонала служб Палаты в основных чертах совпадали с аналогичными положениями, существующими в отношении государственных служащих министерств, и до тех пор, пока совпадают требования Палаты общин, иные условия работы персонала служб Палаты будут также сходны в основных чертах с аналогичным положением, относящимся к государственным служащим министерств.
(3) Комитет будет следить за тем, чтобы пенсии и другие подобные преимущества персонала, входящего или прежде входившего в состав служб Палаты, совпадали с положением в основной системе пенсий для государственной службы (в том виде, в каком она применяется для государственных служащих министерств), но эти пенсии и другие преимущества не должны быть таковыми для персонала, в отношении которого нормы об этих преимуществах были составлены по другой системе, прежде чем этот персонал поступил на работу в службу Палаты, и который продолжает оставаться таковым на этой службе.
(4) Вышеприведенный пункт 1 не применяется к случаям назначения или пребывания в должности клерка Палаты общин какого-либо помощника клерка, парламентского пристава или подчиненного спикеру личного персонала.
3. Положения о финансах.
(1) Для 1979-1980-го и каждого последующего финансового года Комитет будет подготавливать и представлять в Палату общин смету годичных расходов служб Палаты, и в размере, который Комитет может установить, он подготавливает и представляет смету на другие расходы служб Палаты общин.
(2) Комитет может назначить лицо из состава персонала служб Палаты в качестве контролера, ответственного за ведение бухгалтерских счетов в отношении сумм, выплачиваемых из средств, ассигнованных парламентом службам Палаты общин.
(3) Все вознаграждения и другие суммы, предназначенные на содержание Палаты общин, будут выплачиваться из консолидированного фонда*(22).
Акт о Палате лордов 1999 г.*(23)
(извлечение)Глава 34
Акт ограничивает членство в Палате лордов на основании наследственного принципа, устанавливает условия о дисквалификации при голосовании на выборах и в членстве в Палате общин и содержит связанные с ними положения.Да будет постановлено Ее Превосходнейшим Величеством Королевой по совету и с согласия лордов, духовных и светских, и общин, собравшихся в настоящем парламенте, и властью последнего нижеследующее:
1. Исключение наследственных пэров. Никто не может быть членом Палаты лордов на основании принципа наследования.
2. Исключение из пункта 1.
(1) Пункт 1 не применяется в отношении кого-либо, исключенного из него на основании или в соответствии с Регламентом Палаты.
(2) В любое время 90 человек могут не подпадать под действие принципа, установленного в пункте 1; в это число не включаются обладатель должности Обер-церемонимейстер*(24) и Лорд-гофмейстер*(25).
(3) Какое-либо лицо, исключенное в соответствии с пунктом 1, продолжает оставаться исключенным в течение своей жизни (до тех пор, пока Акт парламента не установит иное).
(4) Регламент должен содержать положение о заполнении вакантных мест среди лиц, исключенных из действия принципа, установленного пунктом 1, и в любом случае, когда:
а) вакансия возникает в связи со смертью, наступившей после окончания первой сессии парламента, следующей за сессией, в которую был принят настоящий Акт, и
b) умершее лицо было исключено в результате выборов, которые потребуют принятие решения на основании дополнительных выборов.
(5) Лицо может быть исключено на основании пункта 1 или в соответствии с Регламентом, принятым до издания или вступления в силу настоящего пункта.
(6) Любой вопрос о том, является ли какое-либо лицо исключенным в соответствии с пунктом 1, будет решаться клерком парламента, решение которого будет окончательным.
3. Устранение дисквалификаций в отношении Палаты общин.
(1) Обладатель наследственного пэрства не должен дисквалифицироваться на основании этого пэрства в отношении:
а) голосования на выборах в Палату общин или
b) членства или для избрания в члены Палаты общин.
(2) Подпункт 1 не применяется в отношении кого-либо, исключенного из действия принципа, указанного в пункте 1, на основании пункта 2.
4. Поправки и отмены.
(1) Законодательные акты, указанные в Приложении 1*(26), изменяются так, как здесь указано.
(2) Законодательные акты, перечисленные в Приложении 2*(26), отменены в мере, здесь указанной.
5. Вступление в силу и переходные положения.
(1) Пункты 1-4 (включая Приложения 1 и 2) вступят в силу с окончанием сессии парламента, в течение которой был принят настоящий Акт.
(2) Соответственно любой приказ о вызове в настоящий парламент на основании наследственного пэрства не будет действовать после этой сессии, если он не относится к какому-либо лицу, которое по окончании сессии было исключено из действия принципа, установленного пунктом 1 на основании пункта 2.
(3) Государственный секретарь посредством приказа может ввести такое переходное положение для обладателей наследственного пэрства в отношении голосования на выборах в Палату общин или в Европейский парламент, которое он посчитает подходящим.
(4) Какой-либо приказ на основании настоящего пункта:
а) может изменить действие любого правового акта или какого-либо положения, изданного на основании правового акта, и
b) может быть издан акт делегированного законодательства, который может быть аннулирован на основании резолюции любой Палаты парламента.
6. Интерпретация и краткое название.
(1) В настоящем Акте понятие "наследственное пэрство" включает лиц, имеющих наследственные звания Уэльса и Честера.
(2) Настоящий акт может цитироваться как Акт о Палате лордов 1999 года. ------------------------------
*(1) См.: James Ph.S. Introduction to English Law. L., 1977. P. 7.
*(2) См.: Barnett Н. Constitutional and Administrative Law. L., 1996. P. 29-30.
*(3) Дайси А.В. Основы государственного права Англии. М., 1907. С. 46-47.
*(4) См.: Chronical Table of the Statutes. Part 1. L., 1985. P. 71-73.
*(5) Barnett Н. Op. cit. P. 416.
*(6) См.: Norton Ph. La rйforme de la chambre des lords//Pouvoirs. N 93. P., 2000. P. 43.
*(7) Конституции зарубежных государств. М.: БЕК, 2000. Конституционный характер данного Акта подтвержден Актом о Шотландии 1998 г., который запретил ее парламенту изменять Акт 1707 г. - Примеч. сост.
*(8) Королева Анна вступила на престол 8 марта 1702 г. - Примеч. сост.
*(9) Герб Англии.
*(10) Герб Шотландии.
*(11) Суд сессии - высший гражданский суд Шотландии, состоявший из 15 (ныне из 13) судей. Включает Внешнюю палату (соответствует Высокому суду в Англии) и Внутреннюю палату (соответствует Апелляционному суду).
Коллегия юстиции - наименование совокупности лиц (судей, секретарей и др.), участвовавших в управлении юстицией в суде сессий Шотландии.
Суд канцлера - суд системы права справедливости под председательством лорда-канцлера.
Суд общих тяжб - один из трех судов общего права (другие: суд королевской скамьи и суд казначейства); в результате реформ 1873-1975 гг. юрисдикция этого суда была поглощена Высоким судом.
Суды в Вестминстере - высшие суды, действовавшие по нормам статутного или общего права, и суды системы права справедливости, которые на протяжении нескольких столетий находились в Вестминстере - бывшем дворце монархов Англии. Раньше все высшие суды находились под юрисдикцией английской Короны и правосудие осуществлялось в том дворце, в котором находился монарх.
*(12) Конституции зарубежных государств. М.: БЕК, 2000.
*(13) Слова "государственного ссудного фонда" включены Актом о государственных ссудах 1968 г.
*(14) В ст. 2 внесены поправки ст. 1 Акта о парламенте 1949 г.
*(15) В ст. 4 внесены поправки п. 2 ст. 2 Акта о парламенте 1949 г.
*(16) Конституции зарубежных государств. М.: БЕК, 2000.
*(17) Конституции зарубежных государств. М.: БЕК, 2000.
*(18) Там же.
*(19) Конституции зарубежных государств. М.: БЕК, 2000. В 1993 г. был принят Акт о Европейских сообществах - European Communities (Amendment) Act 1993 (см.: The Public General Acts and General Synod Measures. 1993. Part II. L., 1994), который внес некоторые поправки в Акт 1972 г., но не затронул приводимые в Сборнике нормы. В частности, в этот Акт включены разделы II, III и IV Маастрихтского договора о Европейском союзе как инкорпорируемые в английское право нормы; кроме того, в этом Акте было указано, что никакое уведомление не будет направлено в Совет Европейских сообществ о том, что Великобритания намерена участвовать в третьей стадии экономического или финансового союза до тех пор, пока об этом не будет принят по предложению Правительства соответствующий акт парламентом. - Примеч. сост.
*(20) Конституции зарубежных государств. М.: БЕК, 2000.
*(21) Указанная статья гласит: "В настоящем Акте выражение "лидер оппозиции" означает в той или другой Палате парламента члена этой Палаты, который в данное время является в ней лидером партии, находящейся в оппозиции Правительству Ее Величества, имеющей наибольшую численность в Палате общин" (The Public General Acts and General Synod Measures. 1975. Part III. L., 1976. P. 1128). - Примеч. сост.
*(22) Фонд правительственных денежных средств, учрежденный Актом о консолидированном фонде 1816 г.; отдельный фонд был учрежден Актом о государственных ссудах 1968 г. В некоторых случаях государственный ссудный фонд замещает консолидированный фонд, прибегая к помощи последнего. Ежедневно проводится сверка счетов обоих фондов. Отдельный консолидированный фонд был учрежден для Северной Ирландии Актом о договоре со Свободным Ирландским государством 1922 г. и Актом о Конституции Свободного Ирландского государства 1922 г. - Примеч. сост.
*(23) Интернет. http://www.uk-legislation.hmso.gov.uk./-acts/acts.2000/20000041.htm.
*(24) Earl Marchal - Граф Маршал - Обер-церемонимейстер, глава геральдической палаты.
*(25) Lord Great Chamberlain - Лорд обер-гофмейстер (лорд-камергер).
*(26) В Приложении 1 и 2 к Акту указаны изменения в подпункте 2 пункта 1 Акта о пэрах и пункта 1 Акта о переносе (recess) выборов 1975 г., учитывающие нормы Акта 1999 г.