Попрошайки интернета

Социальный интернет / Совместно / Краудфандинг

Попрошайки интернета

Как бы не кичился web-мастер, что свой проект он делает исключительно для себя и уважаемых посетителей, а возможность заработать копеечку упускать как-то не хочется. Вот и приходится честным труженикам сетевого пространства крутиться между шансом продать рекламное место на ресурсе и своим обещанием: "мол, всё для вас и денег мне не надо”.

В итоге мы видим, что часть владельцев этих сайтов пустилась в капиталистическое течение и живёт припеваючи, недоумевая, как вторая часть преданных своему делу web-мастеров еле сводит концы с концами и начинает "побираться".

Donate!

Как ни странно, на Западе среди мастеров жанра кибер–попрошайничества оказались совсем не люди с улицы. Например, известный телевизионный продюсер Карин Боснэк, у которой 23 июня 2002 года образовались долги по кредитной карточке в размере 20 тысяч долларов. Не растерявшись, Боснэк создала сайт, где просила ей помочь в погашении задолженности. И менее чем за полгода расплатилась с долгами. Другой пример: писатель Стивен Кинг, который в 2000 году публиковал у себя на сайте главы романа "Растение" и предлагал каждому читателю добровольно платить по доллару за главу. На этом писатель заработал более полумиллиона долларов, да еще потом жаловался, что "маловато будет".

Обычные же же кибер-прошайки начинают с создания раздела "Donate" на сайте. Там вы увидите надпись типа: "Теперь вы сможете стать спонсором нашего проекта, отправив любую сумму на нижеуказанные реквизиты”. Раздел "Donate” прочно прописался в web-ресурсах с абсолютно любой посещаемостью и тематикой. И не важно, что в лучшем случае на счёт проекта попадёт 30 долларов, собранных в течение года, а реквизиты со странички Васи Пупкина и вовсе никто не увидит. Самое главное, это отдать дань моде.

Также с вероятностью 50 на 50 (или увидите или нет) в разделе будет скрытое попрошайничество вида "кликни по ссылке и купи там товар". Этакая пародия на менеджера по рекламе больших дивидендов не принесёт. Но мысль о том, что ты маленький, но всё же партнёр брэнда, не может не греть самолюбие. В качестве примера можно вспомнить историю Дмитрия Давыдова про использование AdSense в качестве дополнительного заработка: при этом предполагалось, что выгодным содержанием блога являются пособия по использованию того же самого AdSense.

Банка нищего как сервис

Опросы показывают, что многие Рунетчики поддержали бы идею сбора пожертвований владельцами популярных сайтов и блогов, если бы для этого имелись удобные инструменты. Поэтому "добровольные пожертвования" могут быть не только последний способом выживания, но и простым способом обогащения на самом сервисе пожертвований.

Главная сложность "банки нищего" - она должна быть простой. Даже когда в разделе Donate публикуются реквизиты электронных кошельков, это требует от дающего совершить целую кучу действий. А человеку на улице вы можете дать десятку или хотя бы сигарету одним движением. Вы не пойдете в банк ради перевода десятки.

Контент-провайдер для мобильных телефонов, компания Movable, предоставила web-мастерам возможность взять у посетителя деньги посредством SMS. Проект sms.копилка позиционирует себя как интерактивный сервис, позволяющий человеку или компании получить в свое распоряжение удобный инструмент для оценки лояльности аудитории к изданию, ресурсу или отдельному проекту в рамках предоставляемой услуги посредством вездесущих SMS-ок. Попросту говоря, посетитель шлёт на короткий номер все, что он думает о вашем проекте, а вырученные с этого деньги вы делите с Movable.

И опять же на лицо скрытое попрошайничество, которое убивает сразу двух зайцев: некоммерческий проект приносит маленькую, но прибыль, и плюс еще и "собственный” SMS-сервис. Правда, операторы мобильной связи берут себе половину денег. Если еще и сервисы подобных "копилок" будут что-то брать - сколько же дойдет до получателя?

Но свято место пустым не бывает. Свою нишу в разделе попрошайничества пытается занять "Яндекс" с новым проектом "Дай рубль, друг!”. Лично мне название проекта напоминает фирменную фразу стреляющих деньги в тёмной подворотне людей хулиганской наружности. А описание проекта в корпоративном блоге Яндекса лишь укрепляет моё мнение. Вот смотрите сами: "Ваши читатели могут дать вам рубль, три или пять. А самые старательные - даже миллион рублей.” А если наехать по серьёзному, то могут дать и машину, наверное…

Шутки - шутками, а при переводе удерживается комиссия системы "ЮMoney" - 0.5% от суммы платежа. Так что и волки сыты, и овцы целы, а читатель… А читатель наверное ждёт аналога от Google вида "Ogooglet Дайте две!”.

Крупная игра

Вышеперечисленных способов вполне хватает, чтобы, скажем, оплатить себе недорогой хостинг. Но некоторые личности, глядя на свои счета, бубнят под нос: "Маловато будет!”... и продолжают попрошайничать. Только по-крупному. Игра по крупному делится на две категории. Первая – это нигерийские письма, а вторая – трогательные истории.

Нигерийские письма - это разновидность мошенничества и попрошайничества в одном флаконе. Суть подобных писем заключается в том, что их авторы якобы являются владельцами огромных счетов, наследств, богатств и других ценностей. Но вот незадача - чтобы получить желаемые миллионы, нужна всего-то небольшая сумма на обмывание, создание нового счёта в банке. Впрочем, для чего они нужны, особого значения для нас не имеет. Далее сюжет письма развивается по плану: мол, Вы мне переводите небольшую нужную сумму, а я сразу как обналичиваю и пересылаю вам этак 40% моих богатств. Заманчиво? Тогда с гордостью переводите сумму мошенникам, а потом в сторонке наблюдайте, как мимо вас проезжает дорогая иномарка, купленная естественно на ваши деньги.

Что касается "трогательных историй", тут тоже всё просто. Вам приходит письмо от человека с тяжелой болезнью или просто сложной судьбой, которому нужна некая сумма денег. Отказать бывает трудно. Поэтому, даже прочитав и сразу удалив подобное письмо, вы будете мучиться в сомнениях: "А вдруг это был не обман?”. Но хочу вас заверить, что в 90% случаях именно он и был. Поэтому, если вы хотите оказать благотворительную поддержку действительно нуждающимся, то лучше воспользуйтесь специальными фондами.

Диагноз: форма коммуникации?

Как-то в ЕЖЕ-листе как-то приводились параллели попрошайничества реального и виртуального мира: если раньше таблички "donate" на сайтах ассоциировались с нищими, сидящими на картонках с надписью "Помогите”, то нынешние методы попрошаек - это уже вполне пафосные вывески и билборды. Сейчас люди в интернете запросто просят на новый "Мерседес".

Однако, если не в падать в грех зависти и не зацикливаться на мошеннических схемах (в конце концов, не все просящие - жулики), нужно признать, что попрошайничество становится модной и по-своему креативной формой интернет-коммуникации. И для Рунета такая форма коммуникации может стать очень даже популярной. Судите сами: нужд у нас в России много, да и креатива не занимать. В прошлом году Гнобелевскую премию по литературе получили те самые интернет-спаммеры из Нигерии. Неужто Россия с ее богатыми литературными традициями уступит такую пальму первенства? Мы же не какая-то там Нигерия, мы больше: "Нигерия в снегу", как говорил основатель Google. Вот сегодня как раз Москву снегом завалило.

А если такие произведения-прошения будут реалистичны (что опять-таки отличает русскую литературу), то и с законами проблем не будет. Что плохого, если люди добровольно отдают тебе деньги на твои честно описанные нужды? Это уж точно не хуже, чем обманывать окружающих, продавая им ненужные вещи с помощью рекламы, о которой они не просили.

В общем, будем ждать открытия отечественных творческих курсов по высокому искусству Интернет-попрошайничества. Отдельные пособия уже публиковались и ранее: вот пример из "Новых известий", 2004 год. Правда, как отмечает автор упомянутого эксперимента, даже продвинутая идея выпрашивать деньги от имени говорящей шиншиллы не помогла ему заработать. Проблема была той же, о которой сказано выше: не было простых способов оплаты. Ну, теперь-то как минимум есть Яндексовская кнопка "на рубль". Будут и другие.

Только, наверное, стоит заранее подправить терминологию. "Просить", "собирать жертвования" - как-то унизительно звучит. "А дай рубль" - как наезд. Может, просто назвать это "искусством делиться"? Но тогда это и не новый сервис, а просто возвращение к старым добрым традициям человеческого общежития.

Buy Me A Coffee

Чаевые онлайн.

Название говорит за себя - купите мне чашку кофе. Понятно, что деньги пойдут не обязательно на кофе. Получается, ка у нас чаевые.

Скажем, кто-то делает бесплатно сайт и без рекламы. Как правило, это не основной сайт и лежит на том же хостинге, что и основной. Получается для пользователей, как бонус.

А вам сайт понравился и вы хотите отблагодарить автора. Этот сайт предоставляет такую возможность.

Как это работает

  1. Заходим, выбираем чашку кофе = $5 (по умолчанию) или несколько.
  2. Можно выбрать разово (по умолчанию) или ежемесячно.
  3. Представляемся (пишем имя) и пишем текст, то бишь, за что благодарны автору.
Можем сами зарегистрироваться и выбрать путь оплаты. К сожалению, для России не удобные варианты.